«Фильмы снимают фанатики»

Американский режиссёр анимационного кино, трижды номинировавшийся на «Оскар», на встрече в Екатеринбурге рассказал, почему он отказался от миллиона долларов. Фото: пресс-служба «Кинопробы»

Американский режиссёр анимационного кино, трижды номинировавшийся на «Оскар», на встрече в Екатеринбурге рассказал, почему он отказался от миллиона долларов. Фото: пресс-служба «Кинопробы»

Международный фестиваль-практикум «Кинопроба» — это не только конкурс, но ещё и творческие встречи и мастерские самых знаменитых деятелей современного кинематографа. Объединяя в один текст два разговора с абсолютно разными людьми — аниматором Биллом Плимптоном и режиссёром Андреем Звягинцевым, мы даже не подозревали, сколько в их судьбах похожего. Оба — номинанты на «Оскар», оба определились с выбором профессии после 35 лет. И оба готовы говорить о кино часами…

Досье «ОГ»

Билл ПЛИМПТОН родился 30 апреля 1946 года в Портленде (США). Окончил школу визульных искусств в Нью-Йорке. Его иллюстрации и комиксы публиковались в «Нью-Йорк Таймс», журналах «Вог», «Роллинг Стоун». Серия его политических комиксов «Плимптон», которую он начал в 1975 году в «Сохо Уикли Ньюс», была продана более чем двадцати изданиям для одновременной публикации. Трижды номинировался на «Оскар».

Андрей ЗВЯГИНЦЕВ родился 6 февраля 1964 года в Новосибирске. В 1990 году окончил актёрский факультет ГИТИСа. Наибольшую известность получил после выхода фильма «Возвращение» (2003), получившего две кинопремии «Ника», двух «Золотых Львов» в Венеции и множество других наград.

«Я отказался от миллиона долларов»

Фильмы Билла Плимптона — эталон современной анимации, а его последняя полнометражная картина «Измена» в этом году закрывала Большой фестиваль мультфильмов в Москве. Билл никогда не расстаётся со своим маркером — во время разговора он вдруг неожиданно достал его из кармана и за несколько секунд нарисовал героя из своего последнего фильма…

— Билл, известно, что анимацией вы начали заниматься достаточно поздно — уже после 30-ти. Почему решили поменять свою жизнь?

— На самом деле я ещё в 14 лет попробовал отправить свои эскизы в «Дисней», но меня не взяли, поскольку я был ещё несовершеннолетним. Так я стал иллюстратором — рисовал комиксы, карикатуры для журналов. И уже где-то в 35 лет сделал свой первый анимационный фильм «Твоё лицо». На первом показе в кинотеатре я сел на последний ряд и очень боялся реакции зрителей, но когда они начали смеяться — понял, что у меня получилось. После этого я ушёл из журналов. Мне тогда говорили: «Что ты делаешь, чем же ты будешь зарабатывать на жизнь? Анимацией уж точно себя не прокормить». Я же стоял на своём… И мне удалось доказать им обратное.

— Тем более, что этот ваш первый фильм был номинирован на «Оскар»…

— Да, для меня это было шоком. Но дальше — больше. В 80-е анимация как раз начала возрождаться — появились такие мультфильмы, как «Кролик Роджер», «Русалочка», «Аладдин». И аниматоры стали крутыми, как какие-нибудь рок-звёзды. И вот тогда диснеевцы уже вышли на меня сами. Ко мне в студию приехал юрист с большим чемоданом и предложил миллион долларов. Я сначала подумал: «Вот он, настоящий прорыв, теперь я поеду в Голливуд и буду заниматься тем, чем хочу». Потом я спросил, могу ли я делать по выходным свои странные мультфильмы. Юрист ответил, что да, но права будут тоже принадлежать им. Тогда я сказал: «А если я расскажу кому-нибудь анекдот или мне приснится сон?», на что он ответил, что это будет тоже принадлежать им. Вот так я отказался от миллиона долларов…

— Но при этом вы делаете множество роликов для самых крупных компаний мира, рисуете клипы известным музыкантам. И наверняка этот миллион вы себе уже давно вернули?

— Подобными проектами я зарабатываю деньги на полнометражные фильмы. И вообще считаю, что аниматоры должны уметь продавать свои работы. Я даже придумал так называемую «Догму Плимптона» (как раз для начинающих) — она состоит из трёх правил. Первое: мультик должен быть коротким — не более 5 минут, иначе ни одна телестанция не рискнёт его купить. Мой фильм «В ожидании моряка» длится всего 35 секунд, но его раскупили все, кто только мог, я получил за него большие деньги. Знаю, что многие делают короткометражки для того, чтобы их заметили в Голливуде и заключили с ними контракт на полнометражный фильм. Но я с этой концепцией не согласен. Считаю, что и в коротком метре можно рассказать настоящую историю. Сам снимаю по три таких фильма в год. Второе же правило: снимай дёшево. Сегодня, когда есть столько современных технологий, можно сделать замечательный фильм на своём ноутбуке, сидя дома, не потратив практически ничего. Бюджет моей последней работы, «Следы», попавшей в шорт-лист «Оскара», 10 тысяч долларов, в то время как все мои конкуренты потратили не меньше миллиона. И нарисован этот мультик простой шариковой ручкой, поэтому средства ушли только на звук и цвет. А третье правило — делай фильм смешным. В мире, где столько бед — Эбола, терроризм и прочее, людям порой хочется просто посмеяться. И мультфильм может в этом помочь.

«Я не мечтал снимать, а мечтал сниматься»

Андрей Звягинцев терпеливо и с юмором отвечал, даже если трижды спрашивали об одном и том же. Фото: пресс-служба «Кинопробы».

Андрей Звягинцев в Екатеринбурге представил обновлённый вариант фильма «Изгнание» и эскиз со съёмок последней картины. И рассказал, что попал в режиссуру почти случайно.

— По образованию я — актёр. Никогда не мечтал снимать кино, а хотел сниматься. Десять лет я ждал, чтобы агентство хотя бы пригласило меня на кастинг. Всё это время я играл в двух театральных спектаклях. И в 36 лет я понял, что меня нет: изредка играю в пустых сериалах и зарабатываю на хлеб съёмкой рекламы. В то время я увидел фильм «Приключение» Антониони и будто родился заново. Совершенно случайно мне попался продюсер Дмитрий Лесневский, который дерзнул и предложил человеку без режиссёрского образования сделать короткометражный фильм. Потом уже были «Возвращение» и «Изгнание». И с того момента, как начались съемки первого полного метра, я уже ни разу не выходил ни на площадку, ни на сцену в качестве актёра. Потому что заболел своим делом. А чтобы снять по-настоящему хороший фильм, нужно быть фанатиком и свято верить в то, что делаешь, в свой голос.

— Ваши фильмы трудно сравнить с чьими-то другими, и не только в нашей стране. К тому же почти в каждой картине вы ещё и соавтор сценария — откуда берёте эти истории?

— Темы не выбираются и даже не формулируются — ты просто реагируешь на жизнь. «Елена», например, это автобиографический текст Уильяма Сарояна. «Левиафан» — история, произошедшая в 2004 году в Америке в штате Колорадо, о которой я случайно узнал четыре года спустя.

— Вы часто повторяете, что вам повезло с продюсерами. При этом всё-таки делаете так называемое авторское кино. Насколько велико влияние продюсера на результат — финальный вариант картины?

— Я настаиваю на том, что автор у фильма один — это режиссёр. И мне с моими продюсерами действительно повезло. К сожалению, сегодня нет термина, который бы определял кино, которое мы делаем. Авторское кино, на мой взгляд, это когда в зрительном зале режиссёр и несколько его друзей. Есть коммерческое кино, когда зрителю всё время что-то предлагают, чтобы ему было комфортно — и там продюсер отвечает за результат собственными деньгами, а значит, имеет право вмешаться. А есть фильмы, которые, скажем так, не развлекают. В этом случае автор доверяет зрителю и приглашает его в свой мир. И если тот входит в этот мир и ему там уютно, то мы опять приходим к этому слову — «комфорт». Но только достигается этот комфорт абсолютно разными путями.

Областная газета Свердловской области