70-летний юбилей актрисы Маргариты Тереховой

Роль матери в фильме Андрея Тарковского «Зеркало» стала знаковой вехой в карьере Маргариты Тереховой.

Роль матери в фильме Андрея Тарковского «Зеркало» стала знаковой вехой в карьере Маргариты Тереховой.

  • Опубликовано в №335-336 от 25.08.2012 под заголовком «Не надо путать персонажей с человеком»

Девочка с косой, приехав в Москву, вначале покорила театрального педагога Юрия Завадского, а потом - миллионы зрителей.

Впрочем, с не меньшим основанием на роль малой родины Тереховой претендует Узбекистан. Ещё в годы войны мать Тереховой с крохой на руках перебралась в Ташкент. И всё же кочевой театральной жизни девчушка с королевским именем с пелёнок хлебнула на Среднем Урале.

...Родители будущей актрисы довольно быстро расстались (повзрослев, Маргарита повторила судьбу матери). Галина Станиславовна воспитывала Риту одна. Ташкентское детство Терехова называет счастливым. Среди подрастающих мальчишек бойкая девчонка пользовалась популярностью. В школе возглавляла команду по баскетболу (кто знает, продлись увлечение спортом чуть дольше, возможно, интриганка леди Винтер была бы не столь зловещей). Однако, охлынув от спортивных успехов, девушка задумалась о карьере... актрисы, естественно.

Девочка с косой

«Манило актёрское мастерство и великий город Москва». Ради них в 1961-м Маргарита оставляет Ташкент. Правда, девушка добралась до Москвы, когда вступительные экзамены в театральные вузы в основном... закончились. А экзамены во ВГИК Терехова не прошла. Правда, повезло: её заметил театральный педагог Юрий Завадский, который взял «эту девочку с косой» на учёбу в свою студию при Театре имени Моссовета. Собственно, случай изменил жизнь. По окончании учёбы Терехову приняли в труппу. И понеслось... Клеопатра в спектакле «Цезарь и Клеопатра», Мари в «Глазами клоуна», Сонечка Мармеладова в спектакле по Достоевскому, Елизавета в «Царской охоте»... Параллельно она начинает сниматься в фильмах. Первые работы — «Здравствуй, это я!» и «Бегущая по волнам»...

...А вот косу длиннющую пришлось отрезать — «некогда было расчёсывать».

Доверенное «Зеркало»

Кинорежиссёры ломали головы: почему при умной, чуть рассудочной игре Тереховой её образы завораживают? Вехи кинокарьеры — фильмы «Зеркало», «Монолог», «Только для сумасшедших или сестра милосердия»... Некоторые отмечали: она — идеальная актриса на роли женщин, несущих в себе интригу. Когда Андрей Тарковский задумал снять автобиографическую картину «Зеркало», он доверил две главные женские роли Маргарите Тереховой. Именно — доверил: речь шла о ролях матери и жены. И не ошибся. Образы, сотканные актрисой, спокойны и пронзительно лиричны. Спутать их с чем-либо в отечественном кино невозможно. Всенародная известность пришла в 1977-м после музыкального фильма Яна Фрида «Собака на сене». И всё же главный дуэт с Михаилом Боярским — впереди...

Леди Винтер

«Д’Артаньян и три мушкетёра» побил все рекорды популярности. Миледи сделала Маргариту Тереховой суперзвездой. Между тем, в Госкино актрису далеко не сразу утвердили. Но режиссёр Юнгвальд-Хилькевич, на этот раз швырнув документы, заявил: «Не буду я снимать ваших „Мушкетёров“ или буду снимать так, как я хочу!». Шантаж сработал. И тогда, и спустя десятилетия очевидно: шантаж был оправдан, шантаж был необходим.

Первый кадр

В послужном списке — десятки киноролей. В этот момент она начинает всё сначала. Утверждает: «Нет никакой разницы, сниматься или снимать». И в начале 1990-х ставит спектакль по любимому Гарсиа Лорке «Когда пройдёт пять лет». Несколько позже — «Без вины виноватые» Островского. Наконец фильм — чеховская «Чайка», в котором Терехова-режиссёр задействовала собственных детей.

Скандалы, интриги, расследования

...Журналисты «отстукивают» в новостях круглые даты: 50, 55, 60... Нынче — 70. Именинница в юбилейные дни в бессчётном количестве интервью год за годом повторяет: «...когда поступала во ВГИК, слышала: „Вот эта девочка с косой поступит“...», «...по-прежнему храню верность своему театру Моссовета...», «...сниматься у Тарковского — подарок судьбы, сплошная радость и наслаждение...»,

«...годы в Ташкенте — золотая пора моего детства», «Не надо путать персонажей с человеком»...

Однако в преддверии последнего юбилея журналисты в общении с Маргаритой Борисовной, увы, проявились не с самой лучшей стороны... Пересказывать коллизии общения великой актрисы с недобросовестными корреспондентами смысла не вижу. А вот упомянуть о реакции разъярённой аудитории на публикацию откровенно таблоидных материалов, о её проблемах со здоровьем, наверное, стоит. «Маргарита Терехова — Великая актриса! Она была красива, сейчас она так же красива! Все с возрастом меняются...». «Да, время не щадит никого, кто знает, что будет с нами? Но, что бы ни писали и ни говорили о Маргарите Тереховой, я преклоняюсь перед её талантом и красотой. Маргарита Терехова — это гордость нашего отечественного кинематографа и точка!!!».

Областная газета Свердловской области