Книга-судьба: «Курганы, идолы, монеты»

Владимир Запарий, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории науки и техники УрФУ, Национальный представитель России в Международном комитете по сохранению индустриального наследия:

— Сегодня я в основном книги… не читаю, а пишу — издано больше 20 монографий, учебников. Если читаю, то прежде всего — работы аспирантов. Но к профессии историка, да, пришёл через чтение. Мама всю жизнь работала в городской библиотеке, поэтому я пацаном там дневал и ночевал. С особым мальчишеским интересом листал фотоальбомы Первой мировой войны, затем, став студентом, материалы Сибирского приказа, уральских горных заводов. До сих пор помню: переворачиваю листы этих фолиантов-реликвий, а бумага — как пушинка, поскольку делалась она из…тряпок. Но это я узнал позже, когда всерьёз стал заниматься историей. А увлёкся-то я ею как раз на книгах в маминой библиотеке, конкретно — на книгах историка и археолога Германа Фёдорова-Давыдова.

Он изучал нумизматику Золотой Орды, а это имело фундаментальное историческое значение. Оцените! Золотая Орда не оставила своей письменности. Об этом средневековом государстве мы знаем только по отзывам соседей и по… монетам. Монеты же — бесценный кладезь информации. Я, кстати, убедился в этом и на собственном опыте, когда начал сам собирать монеты… Фёдоров-Давыдов участвовал в раскопках памятников средневековых кочевников, объехал многие музеи, где хранились коллекции кочевнических древностей. И как же увлекательно рассказал он о тюркских кочевниках, их городах, их быте в книге «Курганы, идолы, монеты»! У него вообще много популярных и интересных книг — «Монеты рассказывают», «Монеты — свидетели прошлого», «Монеты Нижегородского княжества»… Да, он занимался и русской средневековой нумизматикой. Однако специалистов по нумизматике восточных территорий, кроме него, у нас в стране вообще было мало.

В общем, наткнувшись на имя и исследования Фёдорова-Давыдова, я с шестого по девятый класс читал книги исключительно по археологии. В месяц — до 20 книг. Я буквально проглатывал их.

В январе 1969 года участвовал во Всесоюзной олимпиаде по археологии — на каждом из трёх туров представил по целой тетради собственных исследований-ответов. Занял второе место, а масштаб олимпиады был — весь огромный СССР. Показывали по телевизору…

Дальше — поступление на исторический факультет. Ещё дальше — общение с выдающимся археологом, антропологом и скульптором Михаилом Михайловичем Герасимовым (помните по школьному учебнику? — автор методики восстановления облика человека по скелетным останкам)…

Но началось всё с книг Фёдорова-Давыдова. В моей домашней библиотеке сейчас более пяти тысяч томов. Книги Фёдорова-Давыдова — на особом положении.

Сюжет

Книга-судьба
В Год литературы каждый день кто-то из земляков-уральцев рассказывает о книге, которая повлияла на его личную или профессиональную судьбу, создала (или изменила) его представления о мире.

Областная газета Свердловской области