Книга-судьба: «В ночь большого прилива»

  • Татьяна Никитина, заведующая сектором вёрстки и набора:

— Ощущение детства: дом полон книг, а для родителей самое любимое занятие — читать. Я и сама научилась читать играючи: мама учила чтению мою старшую сестру, а я в такие минуты просто прыгала рядом. Вроде бы…

Поскольку книги в те времена были дефицитом, папа выискивал интересную беллетристику в журналах и делал подшивки произведений, печатавшихся с продолжением. Именно так в мою детскую жизнь вошли повести Владислава Крапивина. Я прочитала «В ночь большого прилива», а узнав, что это только часть трилогии, не успокоилась, пока не нашла и не прочитала «Далёких горнистов» и «Вечный жемчуг». С тех пор было так: если я видела в магазине книгу Крапивина (любую!), просила родителей купить именно её, если мы отдыхали где-то — в любой ближней библиотеке мама искала для меня только Крапивина.

Что же так, однажды и навсегда, зацепило в повести «В ночь большого прилива»? В моей жизни это была первая книга, написанная о детях, но в которой дети вели себя не по-детски, не дурацки-наивно. Главный герой, писатель, пройдя временной коридор, попадает на параллельную Землю, где становится ребёнком. Там ему и его единомышленникам предстоит бороться со злом… Это была жизнь, которой не было вокруг. Но даже не это стало главным в сердечной привязанности к героям и сюжетам Крапивина. Главное — с этой первой в моей жизни крапивинской трилогией я поняла: чтобы стать героем, не обязательно быть взрослым. И ребёнок способен на Поступок. Мир детский, а решения серьёзные.

Крапивин говорит о подростках не снисходительно, а как о равных. Поскольку большинство его героев — мальчишки, то и я, увлечённая этим миром, вела себя в детстве по-мальчишески. И шпаги мы делали, и в «космос» летали. И жили грёзами о кораблях, дальних странствиях. К знаменитой крапивинской «Каравелле» не приобщилась — я просто не знала о ней. Зато от детских деревянных (или проволочных) шпаг я перешла с возрастом к историческому фехтованию — и это тоже незабываемая часть жизни. А от самих книг Владислава Крапивина, от его героев я… Нет, никуда я от них не ушла даже «с возрастом». Несмотря на огромное количество книг Владислава Петровича, я прочитала у него, кажется, почти всё. Покупала переиздания, которые удавалось встречать, и — снова читала…

Все эти книги Крапивина до сих пор — в нашей домашней библиотеке. И хотя иные произведения (страницами!) знаю наизусть, я и сегодня перечитываю их. Случаются дни, когда так хочется (так необходимо!) вернуться в атмосферу детства, погрузиться в этот романтический мир, где всё ясно, серьёзно и переполнено добротой. Это так добавляет сил. Даже сегодня…

Сюжет

Книга-судьба
В Год литературы каждый день кто-то из земляков-уральцев рассказывает о книге, которая повлияла на его личную или профессиональную судьбу, создала (или изменила) его представления о мире.

Областная газета Свердловской области