Кто подарит сысертскому фарфору новую жизнь?

Владимир Марин (второй слева) в Нижнем Тагиле во время экскурсии в Музее-заводе истории горнозаводской техники. Фото: Сергей Потеряев

Владимир Марин (второй слева) в Нижнем Тагиле во время экскурсии в Музее-заводе истории горнозаводской техники. Фото: Сергей Потеряев

В Екатеринбурге активно продолжается подготовка к III Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Сейчас в нашей области проходят так называемые арт-резиденции – художники из России и других стран путешествуют по заводам Свердловской области, чтобы потом, вдохновившись, создать произведения искусства. «ОГ» уже рассказывала об инсталляции француза Стефана Тиде. Теперь же мы побеседовали с одним из самых интересных, на наш взгляд, российских мастеров – Владимиром Мариным из Калуги, на которого особое впечатление произвёл Сысертский фарфоровый завод…

Досье «ОГ»

Владимир Марин родился в 1984 году. Окончил Обнинский политехникум и Московский государственный университет дизайна и технологий. Живёт и работает в Калуге. Автор работ: «Над заборами», 2012, «Просто дерево жалко», 2013 (в рамках параллельной программы V Московской биеннале современного искусства), «Дворовый поп-арт», 2014.

Несколько художников, участвующих в Индустриальной биеннале этого года, предпочли создавать свои произведения прямо на производстве, в цехах заводов. А некоторые решили сначала понаблюдать, а потом, уже вернувшись в Екатеринбург, продолжить работу. Именно так поступил и Владимир Марин. Мы застали его наводящим последние штрихи на своём арт-объекте.

Справка «ОГ» 

III Уральская индустриальная биеннале современного искусства пройдет с 9 сентября по 10 ноября. Место проведения: Екатеринбург и 10 городов Свердловской области. Основной площадкой станет гостиница «Исеть». Уральская индустриальная биеннале современного искусства – один из крупнейших в российских регионах международный художественный проект в области современного искусства, который организует и проводит Уральский филиал Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) с 2010 года.

На столе, загромождённом массой самых разных рабочих инструментов, стоит довольно-таки неприметный фарфоровый сервиз, на каждом предмете которого сделаны глубокие сколы…

– В своих работах я всегда использую бытовые предметы, – поясняет Владимир Марин, – в данном случае фарфоровый сервиз, и переношу на них бытовые дефекты. Такие, которые обычно получаются в процессе эксплуатации. Эти дефекты повторяются, как вы видите, от предмета к предмету – получается такой «бракованный» сервиз. Эта работа должна будет вызывать у зрителей лёгкий дискомфорт. Вроде бы понятно: что-то не так, но не сразу видно что. Зритель не вполне понимает, как и зачем это сделано. В процесс творчества включается миф. Человек начинает додумывать, что я хотел этим сказать… Вот это, наверное, самое ценное. Кстати, я уже видел, что в Интернете бытует версия, будто сервиз символизирует новую жизнь… На мой взгляд, очень интересно.

– Владимир, вы впервые участвуете в Уральской индустриальной биеннале. Почему вас заинтересовал этот проект?

– Когда мне предложили участвовать в биеннале, я согласился не раздумывая. Ведь до этого я ни разу не ездил на арт-резиденции… Сначала нам всем разослали перечень и фото заводов, которые мы могли выбрать. Мне приглянулся Сысертский фарфоровый. А после того, как я там побывал – утвердился в своём выборе. Он оказался очень атмосферный, белый… Притом эта красота ещё и идеально подходила под мою идею.

– Некоторые художники буквально жили на заводах, чтобы как следует понять производство, познакомиться с людьми, которые там трудятся. Как получилось у вас?

– На завод я ездил несколько раз. Приезжал по вечерам – смотрел, разговаривал с начальником. К сожалению, не удалось пообщаться с мастерами, которые там работают – мне было бы очень интересно узнать, что они скажут о моём арт-объекте. Потом мне предоставили предметы для последующей переработки – по сути, это и был цельный сервиз, который я и привёз в Екатеринбург. Сама работа шла четыре дня, объект уже не изменится, а будет представлен таким, каким вы его видите. Естественно, он будет вписан в интерьер выставочной площадки, и мне бы хотелось, чтобы он был экспонирован так, что на него можно было бы и не обратить внимание. В любом случае этим я буду заниматься уже в сентябре, когда приеду к вам в следующий раз.

– Вы знакомились с уральскими предприятиями вместе с иностранными художниками, какая реакция была у них на наши заводы – ведь далеко не на каждом из них всё благополучно…

– Понимаете, у художников другой взгляд – их могут вдохновить не обязательно благополучные вещи. Порой заводы, которые находятся в упадке, гораздо атмосфернее. Я, например, до сих пор нахожусь под впечатлением от старого, остывшего завода Демидова в Нижнем Тагиле. Сейчас уже думаю, какой проект можно было бы сделать там.

Областная газета Свердловской области