«Книга года–2015». Итоги

Прочесть все книги можно в Библиотечном центре «Екатеринбург» (ул. Мамина-Сибиряка, 193). Фото: Алексей Кунилов

Прочесть все книги можно в Библиотечном центре «Екатеринбург» (ул. Мамина-Сибиряка, 193). Фото: Алексей Кунилов

В этом месяце литературную полосу «Энергия слова» мы решили целиком посвятить городскому издательскому конкурсу «Книга года». Конечно, сложно рассказать о всех 20 книгах, которые удостоились награды, поэтому «ОГ» определила издания, на наш взгляд, заслуживающие отдельного внимания.

Кстати

Городской издательский конкурс «Книга года» проводится с 2000 года при поддержке управления культуры администрации города. Конкурс отражает процессы, которые происходят на книжном рынке города. Главная цель — повышение книжной культуры. Общая конкурсная коллекция за эти годы составила более 2,5 тысячи книг

Конкурс уже смело можно считать заметным явлением культуры Екатеринбурга. Кроме того, он ставит перед собой серьёзную задачу — свести вместе автора, издателя и читателя.

С одной стороны, конкурс поддерживает издателей, выпускающих действительно уникальные книги. У издательств появилась открытая площадка, где можно представлять свои лучшие работы, обмениваться опытом — и всё это в конечном итоге приводит к повышению издательской культуры. А выигрывает от этого прежде всего читатель. С другой стороны, благодаря конкурсу пополняются библиотечные фонды. Общая конкурсная коллекция за эти годы составила более 2,5 тысячи книг!

Более 150 книг в конкурсной коллекции этого года. Все они выпущены в 2014–2015 годах

Важно ещё и то, что особое место в конкурсе уделяется теме истории и культуры Урала — традиционно на «Книге года» существует отдельная номинация для изданий о краеведении. И подобных книг действительно в последнее время выпускается всё больше — в этом есть и заслуга издательского конкурса. Причём, как показывает практика, книги эти интересны самому широкому кругу читателей — чего только стоит лауреат этого года — «Повседневная жизнь Екатеринбурга…». Читается не хуже любого приключенческого романа.

Но у каждой медали есть и обратная сторона. Большинство книг хотя и представляют большой интерес, но изданы очень маленькими тиражами, и приобрести их — настоящая проблема. Однако это — тема для отдельно разговора… Зато есть повод заглянуть в библиотеку, где вы уже точно сможете прочесть эти книги.

Лучшая книга для детей

«За реальный вклад в укрепление связи поколений и патриотическое воспитание юных читателей»: Л.И.Либов «Ничего не страшиться. Исторические рассказы и размышления о фронтовиках и войне». ИД «Сократ».

Книгу представляет Раиса Свешникова, начальник отдела анализа и продаж ИД «Сократ»:

— Книга «Ничего не страшиться» в первую очередь адресована детям, но её будет полезно почитать и родителям. Сам Лев Либов — фронтовик, ветеран Великой Отечественной войны, он командовал миномётным взводом, принимал участие в боевых действиях под Восточной Пруссией. Также он — писатель и журналист, член Союза писателей России. Эта книга стала последней для Льва Иосифовича, на 95-м году жизни он скончался. Книгу так и не подержал в руках, не дожил до её выхода… И всего два дня не дожил до празднования 70-летия Победы.

«Ничего не страшиться» — не историческое описание событий Великой Отечественной, а рассказ-рассуждение о причинах и последствиях вооружённого конфликта. Это путешествие по дорогам войны, а потом по местам послевоенной России. Главная мысль автора — нужно сделать всё, чтобы предотвратить новые войны. И с этой мыслью он обращается к детям, живущим в XXI веке — ведь прежде всего от них зависит, будут ли ещё в истории России страшные военные страницы. Кстати, текст сопровождается замечательными иллюстрациями уральского художника Сергея Пауса.

Лучшая книга об искусстве

«За безупречный вкус и мастерство композиции, воплощённые в книге»: В.А. Кравцев. Сценография. Изд-во «Артефакт».

Книгу представляет Владимир Кравцев, один из авторов, сценограф, заслуженный деятель искусств России, лауреат «Золотой маски»:

— Основная сложность была в том, чтобы собрать воедино все макеты и эскизы. Понимаете, у меня их много — и они разбросаны по всей стране. Кроме того, макеты — вещь очень недолговечная. Бывает так: сделал — забыл. Я поначалу даже испугался — как мы сможем всё провернуть? Но как-то всё сложилось очень легко! Со мной работали настоящие профессионалы, и это их большая заслуга. Да, в авторстве стоит моя фамилия — но без людей, которые помогли мне всё это реализовать, издание никогда бы не увидело свет. Это действительно уникальная книга. Она описывает такое интересное, трудоёмкое, малоизученное искусство, как сценография. И книг на эту тему крайне мало — пока только в Москве издали подобный материал про Давида Боровского, который работал в Театре на Таганке с Юрием Любимовым. Боровский, кстати, мой кумир. А так в основном выпускали маленькие брошюры, которые никуда не годятся. Поймите, это не просто живопись и не альбом с фотографиями… Тут показано, как художник работает над спектаклем, как его идея оживает и обретает форму. Если честно, то многие люди даже не задумываются о «изнанке» моей работы, а после прочтения книги несколько человек подошли и выразили мне благодарность… Вы не представляете, как же это приятно!

Проект года

«За уникальный долгосрочный художественный проект, получивший достойное воплощение в печатных изданиях»:  Меццо-тинто. Каталоги международных фестивалей. Изд-во «Артефакт».

Книгу представляет Никита Корытин, директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств:

— В каждом международном фестивале меццо-тинто принимает участие около ста художников из 35 стран мира. Конечно, не все работы окажутся замеченными или просмотренными. Вот и родилась идея создания большого каталога, который бы объединил всех мастеров. Мы решили, что издание должно быть очень качественным и красивым, чтобы оно могло навязать конкуренцию международным аналогам. Хотя сразу оговорюсь, что эту нишу мы уже заняли — наш фестиваль меццо-тинто единственный. Серьёзные работы нужно серьёзно представлять, и поэтому мы сделали всё возможное, чтобы выпустить достойную книгу не только по содержанию, но и по оформлению. Я уверен, что каталоги будут интересны не только художникам, но и всем, кто интересуется изобразительным искусством. Время идёт, а мы пока не получили ни одного отрицательного отзыва, хотя рассылали его не только художникам, но и арт-критикам. К сожалению, издание увидят не все, потому что по ряду причин мы его не продаём. Но выход найти можно: например, один художник хотел обменять свою работу на книгу…

Лучшее краеведческое издание

«За последовательность в издании книг, обращённых к истории и культуре Урала»: Г.Н.Чагин «Народы и культуры Урала в ХIX —XXI вв.». ИД «Сократ».

Книга пермского историка, доктора исторических наук, профессора Пермского университета Геннадия Чагина вышла в свет ещё в 2002 году, но настоящую популярность обрела именно после переиздания. Не случайно приз вручили с пометкой «За последовательность в издании книг, обращённых к истории и культуре Урала». Чагин уже пятый десяток лет подробно исследует этнографию Урала. Кроме того, книга может считаться продолжением другого труда — «Исторические знания народов Урала». Сейчас к истории и краеведению особое отношение — это стало вызывать интерес. Так что книга придётся по душе широкому кругу читателей. Так в первом разделе книги подробно рассказывается о формировании и расселении народов Урала. А в последующих разделах описываются народы, издавна живущие на Урале: русские, марийцы, удмурты, манси, башкиры, коми-пермяки и так далее. Также рассказано об их происхождении, быте, орудиях труда, поселениях, одежде и пище, об общественных отношениях и семье, вере и устном творчестве.

Альбом года

«За авторский проект»: В.Штукатуров «Екатеринбург: умножая на миллион. Екатеринбург в произведениях художников».

Книгу представляет Сергей Айнутдинов, председатель Екатеринбургского отделения Союза художников России, член Союза кинематографистов России:

— История книги Валерия Штукатурова очень интересная и при этом очень грустная. Редко встретишь человека, настолько влюблённого в своё дело… Штукатуров начинал свою деятельность в книжном издательстве, и именно там он влюбился в книги. Этот альбом стал не первым, до того он собрал и издал около пяти подобных работ, но к этому у него было особое отношение. Сначала он выпустил первую версию, но остался ею недоволен. Говорил, что всё вышло не так, как было задумано. И тогда он засел за огромную работу — по крупицам собирал и анализировал картины художников за триста лет! В итоге Валера отобрал более ста картин, на которых город изображён в разные эпохи. В альбоме можно найти картины Воловича, Метелёва, Ефремова, Брусиловского и многих других. Уникальность книги ещё и в том, что Штукатуров отбирал не просто картины, а те работы, на которых изображены уголки города, которых уже нет! Затем он долго не мог найти деньги и автора, который бы написал текст, в итоге он каким-то чудом пробился к Алексею Иванову и попросил его, а Иванов неожиданно легко согласился. Тут и совпали два интереса — талантливого художника и талантливого писателя. Но когда альбом — дело всей жизни — ушёл в печать, Валера скончался у себя в мастерской… Но большой труд не остался незамеченным! Теперь издание уже на грани коллекционного, и все гоняются за ним.

Лучшее издание о Екатеринбурге

«За подготовку и издание книги, посвящённой малоизвестным страницам истории Екатеринбурга, высокий издательско-полиграфический уровень и профессиональное мастерство»: В.Микитюк и О.Яхно «Повседневная жизнь Екатеринбурга на рубеже XIX-XX веков: Очерки городского быта». Холдинг АМБ.

Книгу представляют авторы — Владимир Микитюк и Ольга Яхно.

— Как родилась идея обратиться именно к этой стороне жизни города?

О.Я.: Дело в том, мы с Владимиром Петровичем параллельно занимались исследованием повседневной жизни. У меня даже тема диссертации так и называлась «Быт горожан». Вот мы и решили поработать в тандеме, поскольку база уже была. Это общероссийская тенденция. Сейчас вышло множество интересных материалов, посвящённых именно повседневности, а не деятельности революционеров, как это было раньше. Нашему городу в какой-то мере опять не повезло. Уральские краеведы часто писали по такому плану — какой был плохой дореволюционный Екатеринбург и какой он стал хороший в советское время. При таком подходе от них ускользала повседневная жизнь — и это плохо. Вот мы и решили объединить усилия и написать научно-популярную книгу.

— В вашей книге много фактов, историй, фотографий. Это большой труд, который очень сложно структурировать…

О. Я.: Да, структурировать такую книгу очень сложно! Только начнёшь писать про что-то одно, и тут же это завязывается с чем-то другим. Повседневные вещи, к большому сожалению, не сохраняются. Чашки бьются, обувь рвётся… Даже в архивах очень мало информации. Например, если у вас захламится квартира, то вы первым делом выбросите билетики, квитанции — всё то, что и является отражением повседневной жизни.

В.М.: Уникальность этой книги ещё и в иллюстративном ряде. Правда, многое было уничтожено Гражданской войной. Но материала столько, что мы можем выпустить и второй, и третий том. Кроме того, мы затронули только начало XX века. А если говорить о Первой мировой войне, революции и церкви, то можно несколько томов сделать. Кстати, большой интерес вызывают газеты конца XIX — начала XX века. Тогда в редакцию писали купцы, мещане, крестьяне — а это очень сочный и живой язык. Волей-неволей приходится подражать (смеётся).

— В конце XIX века Екатеринбург — это всё же провинциальный город. Можно ли тогдашнюю жизнь горожан назвать скучной?

В.М.: В конце XIX века Екатеринбург — провинция, но с замахом на столичность. Хотя смотря с чем сравнивать, конечно. Например, мы тогда были гораздо активнее Перми, которая была большим губернским городом. Железная дорога и торговля позволяли активизировать жизнь.

О.Я.: Конечно, после жизни в Москве и Петербурге тут было скучно, но если крестьянин переселяется из условных «Нью-Васюков», то его тут сразу жизнь захлёстывала. Тут тебе и кабаки, и публичные дома, убийства, грабежи — полный набор. Но мог и спортом заняться, условия все для этого были. Например, самое старое спортивное общество города — это общество велосипедистов.

— У вас в книге масса интересных историй, но наверняка большинство не вошло?

О.Я.: Да, к сожалению, большинство не вошло. Как это часто бывает, много историй связано с обманом или криминалом. Например, приехал «столичный» стоматолог и вставил людям пломбы. Вечером, когда поезд со стоматологом и деньгами уехал, у людей разом всё выпало. Ну или цыганка нагадала парню долгую жизнь, а на следующий день он умер…

В.М.: Мы идёт от источника и не верим мифам. Весь материал проверен, и за каждую букву мы отвечаем. Смешно, но мы сами хотели прочитать такую книгу… Вот и написали её.

Лучшее научно-популярное издание

«За подготовку и издание научно-популярных книг для разных возрастов»: Френкель Э. Любовь и математика. Сердце скрытой реальности. ИД «Питер»; Стюарт Э. Хмельной ботаник. Путеводитель по алкогольной флоре планеты. ИД «Питер».

Книгу представляет Ирина Зайдулина, менеджер по проектам Екатеринбургского представительства ИД «Питер»:

— Книга «Любовь и математика» издана в популярной серии «New Science» (Новая наука), которая направлена на доступное объяснение каких-либо научных фактов и явлений. Так, учёный Эдуард Френкель говорит о том, что математика позволяет понять гармонию окружающего нас мира. Кроме того, математику, как науку, нужно регулярно пропускать через себя. К примеру, Френкель поясняет, что изучение математики в школе похоже на уроки рисования. Но если конечный результат — это любование картинами Ван Гога, то школьный курс — это сухое повествование о том, почему краска на картинах трескается. Книга подойдёт тем людям, которые хотят понять прикладное значение математики и найти «портал» в неизведанный мир. По ходу всего текста Френкель даёт понять, что ключ к разгадкам любви лежит через науку, и чем больше мы будем ею заниматься, тем больше мы будем любить.

А «Хмельной ботаник» — очень интересное энциклопедическое издание. Нет, оно не призывает к употреблению алкоголя, а рассказывает о культуре создания, а также о том, где, как и из чего делают популярные напитки. Этот труд, безусловно, будет интересен взрослым, которые хотят узнать, откуда берётся тот или иной вкус или какие растения используются для создания различного алкоголя.

Приятно, что в последнее время вырос интерес к научно-популярной литературе. Однажды я видела, как в библиотеке молодые люди с увлечением читали и обсуждали «Любовь и математику» — это здорово. Надеюсь, что эти книги кого-нибудь подтолкнут к изучению науки.

Лучшее научное издание

«За весомый вклад в дело издания научной литературы»:  Н.В. Ануфриева, И.В. Починская «Лицевые апокалипсисы Урала». Издательско-полиграфический центр УрФУ.

Книгу представляет Дмитрий Редин, доктор исторических наук, заместитель директора института истории и археологии УрО РАН:

— Россия в XVIII веке благодаря реформам Петра I делает очень мощный модернизационный рывок и вливается в социокультурное пространство Европы. У многих людей, в том числе и некоторых учёных, сложилось поверхностное понимание этих процессов, но не стоило понимать эти явления слишком прямолинейно. Реформы Петра отразились на всех без исключения слоях общества. В книге этот процесс рассматривается со стороны старообрядческих общин, которых на Урале было очень много. Старообрядцы были очень консервативными и не допускали изменений в свою жизнь, но западные культурные инновации смогли проникнуть в их традиционную книжность. Лицевые апокалипсисы (лицевые — то есть иллюстрированные) — книги откровения Иоанна Богослова показывают, как в канонические книги проникают западные нововведения и выборочно, но очень глубоко усваиваются старообрядцами.

Так, в традиционные библейские сюжеты переносятся элементы европейских гравюр. В то время в России был очень слабо развит жанр политической сатиры, но и он нашёл отражение в старообрядческой книжности. Например, в апокалипсисе Тимофея Завёрткина, который написан в 30-е годы XVIII века, есть сюжет, когда Христово воинство гонит силы антихриста в ад. Ад изображён традиционно, но вот враги изображены как Пётр I, Меньшиков и Екатерина. Тут уже угадывается не только элементы одежды той эпохи, но и портретное сходство. Кроме того, по сюжету они защищаются мечами, но мы видим, что это треуголки!

В издании обобщены результаты исследования целого комплекса старообрядческих списков лицевого апокалипсиса XVIII — начала XX века, существовавших на территории Урала. Но это не просто описание, в тексте содержится более двухсот иллюстраций памятников русской книжности. Ещё мы решили сделать небольшой бонус — приложили диск с полнотекстовыми электронными копиями всех списков, рассмотренных в книге.

Сюжет

«Энергия слова»: литературная полоса
Знакомим с мнением и творчеством уральских поэтов и писателей.

Областная газета Свердловской области