«Mне нужно быть на «своей» земле»

Фото: Алексей Кунилов.

Фото: Алексей Кунилов.

  • Опубликовано в №215 от 21.11.2015

Екатеринбургский театр юного зрителя представил очередную премьеру – спектакль «Земля Эльзы». Эта премьера стала уже второй за два месяца работы нового главного режиссёра Ильи Ротенберга.

Досье «ОГ»

Илья Владимирович Ротенберг (фото: Алексей Кунилов). Родился в 1980 году в Свердловске. В 2011 году окончил режиссёрский факультет ГИТИСа (курс Е.Б. Каменьковича и Д.А. Крымова). В 2011/2012 театральном сезоне работал главным режиссёром Лысьвенского театра драмы. В 2012-м стал главным режиссёром Алтайского краевого театра драмы. С 2013 года – главный режиссер Томского театра юного зрителя. Среди известных постановок: «Фронтовичка» в Рыбинском театре драмы, «Поздняя любовь», «Остров Рикоту», «Бесприданница» в Лысьве.

– Илья Владимирович, вы возглавили Екатеринбургский ТЮЗ в августе 2015 года. До этого вы успели поработать в разных театрах страны. Были Барнаул, Москва, Томск. Но начинали вы свой творческий путь в Екатеринбурге. Расскажите о своём возвращении на родину.

– Я жил в Екатеринбурге до 25 лет, но театральная судьба – очень витиевата… Для того чтобы доказать своё право заниматься профессией, пришлось пройти такой вот путь – побывать в разных городах и театрах, поставить разные спектакли. Где-то что-то получилось, где-то нет… Екатеринбург – один из самых театральных городов в стране. У нас насыщенная театральная жизнь. В июле этого года в Екатеринбургском ТЮЗе была лаборатория, где четыре режиссёра за короткий срок делали эскизы по современным пьесам. После этого мне предложили возглавить труппу. Долго ли я думал? Нет, конечно. Это моя родина, здесь моя мама живет, здесь я знаю каждый квадратный метр… Кто-то обвиняет меня, что я бросил Томский ТЮЗ, в котором тогда работал. Да, на это есть свои причины, но я так устроен, что мне нужно быть на «своей» земле. Десять лет я жил вне родины и теперь точно никуда не уеду.

– Вы, наверное, в детстве в ТЮЗ сами ходили? А как решили связать свою жизнь с театром?

– Конечно, я этот театр помню с детства. Но не помню, когда решил пойти в театральный. Помню, как в 20 лет меня выгнали из школы милиции… Я устроился работать грузчиком или продавцом и начал как-то сводить концы с концами. А мои друзья, которых не выгнали, сделали студенческий театр. Он и сейчас существует и называется О.С.Т – Открытый Студенческий Театр (ныне Студийный. – Прим. «ОГ»). Там каждый себя мог проявить, вот и я проявил. Потом понял, что не могу без этого жить, и вести учёт покупателей мне неинтересно. Так я пришёл в Лысьвенский театр в качестве актёра, а потом уже поступил в ГИТИС. Отучился на экспериментальном курсе Каменьковича и Крымова. И пошло-поехало… Как я решил стать режиссёром? Не знаю… Стало получаться, вот и решил ставить спектакли.

– В театре с 2011 года не было художественного руководителя, а в 2012-м ТЮЗ закрылся на двухгодичную реконструкцию. Вы начали очень активно – сразу представили две премьеры и скоро будет ещё одна. Сложно так начинать?

– Делать две премьеры за два месяца – сложно. Но есть важные причины, которые заставляют интенсивно работать. Во-первых, из-за длительного ремонта очень сильно пострадал репертуар. Что-то, конечно, игралось на других площадках, но немало хороших спектаклей пришлось закрыть. Сейчас мы постепенно стараемся выходить на прежний уровень.

Во-вторых, из-за реконструкции многие артисты оставались без ролей. Это очень плохо. Актёр теряет форму и уверенность в себе. Поэтому я сформулировал такую цель – дать актёрам роли. И не абы какие, а с интересной задачей. Конечно, от такого темпа мы устаём, но нужно крепиться. Это как забег на трамплин, с которого потом можно оттолкнуться и полететь. Помимо всего прочего, у меня возник контакт с труппой. Они слышат меня, а мне удаётся услышать их.

– А чем был обусловлен выбор материала? Оба спектакля поставлены по пьесам современных драматургов, которых не каждый театр решается ставить…

– Екатеринбургский ТЮЗ первый в городе стал проводить семинары по современной драматургии. Тогда театры не решались брать подобные пьесы из-за боязни быть непонятыми. Это было ещё до Коляда-театра. Сам Коляда, конечно, был, и пьесы его были, и спектакли он где-то ставил, но площадки не было. Так и возник проект «Театр за бетонной стеной» на базе ТЮЗа.

А я взял эти пьесы опять же для актёров. Понимаете, когда ты день за днём играешь Ивана-царевича, то начинаешь «высыхать». А когда ставишь перед актёром такую задачу, с которой ему интересно разбираться, он сразу преображается и работает с удвоенной силой.

В спектакле «Земля Эльзы» роль Эльзы Александровны исполняет артистка Марина Егошина (на фото в косынке), а её внучку Дашу играет супруга режиссёра Дарья Ротенберг (справа). Фото: Алексей Кунилов

– Кстати, вы первый поставили новую пьесу уральского драматурга Ярославы Пулинович «Земля Эльзы». Она сама выбрала вас в качестве режиссёра?

– Мы с Ярославой давно знакомы. Мне очень нравится, как она пишет. «Землю Эльзы» она отправила нескольким режиссёрам. Как-то я был у неё в гостях, и она скинула мне на смартфон текст. Я ехал на трамвае домой и читал его. Ехать нужно было минут 20, и когда я выходил из трамвая, то твёрдо знал – буду ставить. Современная драматургия заставляет нас размышлять о действительности, в которой мы находимся.

– Вы не боитесь быть непонятым?

– Нет. Боюсь стать простым ремесленником. Страшно, когда спектакль выглядит как хорошо сколоченная табуретка. Страшно, если ты берёшь в руки пьесу и знаешь, как она должна выглядеть, кто сыграет какие роли, когда будет премьера и так далее. Лучше хотеть что-то сказать и ошибиться, чем создавать лживый театр. По-настоящему можно сочинить спектакль только на репетиции и только с актёрами. В творчестве есть простой принцип – сложно бывает только тогда, когда неинтересно. Когда ты заставляешь себя выходить на сцену или ставить спектакль – вот это мука. Когда есть рвение, ты не замечаешь ничего. Иногда я прихожу после репетиций в кабинет, опускаюсь на диван и понимаю, насколько я устал, но в процессе репетиции усталости я не чувствовал!

– Значит, будете удивлять? Какие у вас планы на будущее?

– Хочется довести до ума проект «Театр за бетонной стеной». Там должны быть не только готовые спектакли, но и читки, и лаборатории, и показы, и многое другое. Хочется ещё взяться за классику. Конечно, искать нужные пьесы сложно – тем более на год вперёд… И всё это должно происходить в диалоге со зрителем.

– Илья Владимирович, а когда премьерные показы отшумели и появляется свободная минутка, чем занимаетесь?

– У меня есть настоящая электрогитара Fender и целый мешок всяких «примочек» для звуковых эффектов. Когда выдаётся свободная минута, то я всё это подключаю, и тогда я устраиваю рок-н-ролл. А ещё я обещал сыну, что после всех премьерных показов мы сходим во все цирки, театры и скупим все игрушки в городе.

Областная газета Свердловской области