В центре «Гамаюн» выставили слепого Мансура

Один из мансуровских «Заборов».

Один из мансуровских «Заборов».

Входящий в параллельную программу индустриальной биеннале «Взгляд аутсайдера» (из пермского Музея советского наива) — попытка докричаться, достучаться, добиться диалога со зрителем. Попытка яркая, размашистая, фактурная.

Художник Закиров известен как «слепой Мансур из Закамска». Он рано потерял зрение. Но не оставил творчества: сменил холст на резьбу. К дереву Мансур обратился в середине 1990-х, в самый разгар тотальных преобразований в стране.

Слепой Мансур называл свои работы — «заборы». Две расписные доски и затейливый «штакетник». Каждая «дощечка» — колоритный персонаж: краснолицый повар, бородатые горланящие мужики, жующе-поюще-курящие гости русского застолья... Наивные пёстрые «Заборы» — крайняя степень иронии. Попытка выпятить, сделать рельефной вековую обыденность и вклинивающиеся в неё чужеродные порой преобразования.

«Одним из самых важных для него был вопрос, как достучаться до другого человека», — вспоминают знакомые слепого из Закамска. Отсюда и гротеск, отсюда ирония, перерастающая в сарказм, слепящие насыщенностью цвета. Художнику помогала в работе жена, потому доски подписаны: «Слепой Мансур и Оля».

А вот по холсту, который не отпускал, Мансур мазал пальцем без чьей-либо помощи. В начале 2000-х свет увидела выставка «Цветы в воспоминаниях и снах». Несколько работ — в Екатеринбурге. «Цветы...» слепой Мансур предварил словами: «Здравствуй, добрый человек! Если ты человек думающий, пройди по моей выставке и уйдёшь с новыми мыслями и впечатлениями. А если ты человек, не желающий думать, и пришёл на зрелище, к сожалению, я тебя развлечь не смогу».

Областная газета Свердловской области