Обыкновенное чудо

Эту фотографию автор оставил без названия. Она сделана в ходе одной из фотосессий, которые последние годы проходят в рамках «Браво!». Можно снимать спектакли, репетиции, зрителей. Главное — передать чудо Театра в разных его проявлениях Фото: Илья Компанец

Эту фотографию автор оставил без названия. Она сделана в ходе одной из фотосессий, которые последние годы проходят в рамках «Браво!». Можно снимать спектакли, репетиции, зрителей. Главное — передать чудо Театра в разных его проявлениях Фото: Илья Компанец

  • Опубликовано в №085 от 17.05.2016

Фестиваль «Браво!», стартующий сегодня в Екатеринбурге, – аналог национальной «Золотой маски». Разница, однако, не только в статусе двух театральных форумов, но и в принципе определения лауреатов. Лучшие спектакли России отбирают для «Золотой маски» эксперты-критики, победителей из них называет потом жюри, состоящее из практиков театра. Взгляды совпадают не всегда. Оттого вокруг «Маски» последнее время то и дело скандалы. На «Браво!» же никаких авансов, номинаций из серии «лучший» (спектакль, режиссёр, актёр и т. д.) заранее не раздаётся. Фавориты Мельпомены определяются по извечному театральному принципу – лучший СЕЙЧАС и ЗДЕСЬ. По итогам показа «Браво!».

Подробности закулисья главного театрального события области комментирует для «ОГ» руководитель проекта заместитель председателя Свердловского отделения СТД России Татьяна Стрежнева.

– Татьяна Петровна, каюсь, за полтора десятка лет истории «Браво!» ни разу не использовала шанс узнать «взгляд изнутри» на развитие самого фестиваля. Писали мы в основном о лучших спектаклях, актёрах. А ведь вы, получается, присутствовали при рождении самой идеи фестиваля…

– С небольшой оговоркой. Фестиваль «Браво!» проходит в 16-й раз, а конкурс театральных работ, на основе которого и возник фестиваль, – в 36-й. Фестиваль – что-то вроде гала-концерта: в одно время в одном месте представляется лучшее. Но перед тем в течение года в разных театрах области критики смотрят все (!) премьеры и решают: вот оно – лучшее, самое достойное, профессионально интересное… В середине 1970-х идею театрального конкурса, тогда ещё только городского, привезли из Риги, где Свердловская музкомедия побывала на гастролях, корифеи театра, члены правления СТД Владимир Курочкин и Нина Энгель-Утина. Идею приняли сразу, а первым призом за лучшую театральную работу стало… колечко с янтарём.

В начале 90-х конкурс стал областным. А в конце 90-х родился уже и фестиваль – и узкопрофессиональное (вроде бы!) соревнование превратилось в колоссальный праздник для всех зрителей области. Интересно рождалось название. Бросили клич. Предложений была масса. Одна только Наталья Решетникова, наш критик, набросала около 30 вариантов. Среди них было и «Браво!». Не скрою, поначалу кому-то оно показалось провинциальным, но убедило, во-первых, то, что это как раз театральный термин, а во-вторых – именно так кричат зрители лучшим спектаклям, актёрам, режиссёрам.

Конечно, лучших хотелось награждать. Но на рубеже 1990–2000-х денег на это не было вообще. Повсеместно шла расплата «натурой», через бартер. Так вот однажды в качестве призов у нас было… 15 кухонных комбайнов. Но, вообще-то, напомню: за лауреатство денег мы никогда не даём – только статуэтку и диплом (денежные премии получают лишь корифеи театра в номинации «Мастерство и вдохновение»). Самоценно признание в профессиональном сообществе.

Аналоги нашего фестиваля лучших театральных работ года есть и в других регионах России, например – «Волшебная кулиса» в Перми или «Сцена» в Челябинске. Но не везде практикуется такой же красивый и удобный для зрителей формат – лучшие спектакли в одно время в одном месте.

– Год от года в театрах области растёт количество премьер, потенциально – претендентов на «Браво!»…

– Да, начинали с 87 спектаклей за год. Потом было 90–105–115… В 2015 году вышло 135 премьер! И бедные (улыбается) заложники собственной профессии – критики смотрят абсолютно всё. Особо пристрастны к детским спектаклям – уже лет шесть на «Браво!» определяется «лучший детский спектакль». Почему? Не хочется говорить банальности про то, что дети – наше будущее, что хороший спектакль – воспитание вкуса и мировоззрения. Хотя всё так и есть. Но мы поняли, что идём в правильном направлении, когда год-два назад вернулась Государственная премия за лучшие произведения для детей.

Единственная трудность, касающаяся преимущественно балетных спектаклей: «Щелкунчик» или «Лебединое озеро» – это детский спектакль? Или… На эти балеты ходят семьями, их не по разу пересматривают в течение жизни, в разных постановках – но сколько зрителей вспоминают: они стали заядлыми театралами из-за того, что однажды, в детстве, впервые увидели волшебный танец лебедей…

– В последние годы всё больше заметна номинация «Надежда», в которой фестиваль даёт возможность представить своё творчество выпускникам творческих вузов. Вроде бы ещё не профессионалы, но в разные годы критики отбирали для афиши «Браво!» и три, и даже четыре студенческих спектакля…

– Нынче два – Театрального института (курс Коляды) и Оперной студии Уральской консерватории. И два – хорошо. При том, что у творческих вузов сегодня масса проблем, и одна из главных – платное обучение. Нельзя за деньги принимать, учить и выдавать диплом человеку, не одарённому вокально или актёрски. Это проблема государственного уровня. Такой же становится и проблема получения второго высшего образования – для дирижёров и режиссёров. И та, и другая профессия – возрастные, для людей с жизненным и профессиональным опытом. Со школьной скамьи «пойти в режиссёры» не получается. Чаще всего человек учится на актёра, а дальше, если чувствует в себе задатки и желание большего, может учиться режиссуре. А вот это уже платно! Но с актёрской ставки у тебя не найдётся денег на второе высшее образование. И что делать?.. Вот откуда у молодых крен в как бы «современную режиссуру», когда, по гамбургскому счёту, люди просто не владеют профессией. Кстати, в частности и об этом в рамках фестиваля «Браво!» будет идти речь на круглом столе «Свобода режиссёрской интерпретации в современном театре: продуктивное и проблемное». Есть, конечно, самородки, режиссёры без специального образования, но работающие ярко, талантливо – наш Николай Коляда или Кирилл Серебренников в Москве. Однако исключения только подтверждают правило.

Я так подробно об этой ситуации, потому что иные из существующих театральных проблем – оттого, что «много необразованных». Молодым, кто пробует себя в режиссуре (а таких у нас немало), не устаю повторять: учитесь у мэтров-практиков. Китайская мудрость: чем больше база, фундамент – тем выше и многочисленнее будет взлёт на ней ваших талантов. Тогда и надежды сбываются.

– Не прошу оценивать участников предстоящего фестиваля. Спрошу по-хитрому. На какие спектакли фестиваля вы сами пошли бы во второй и в третий раз?

– И отвечу по-хитрому. Прежде всего – на спектакли с судьбой. «Зойкина квартира» Свердловской драмы – любопытно уже то, что вначале критики не приняли спектакль, были разгромные статьи, но когда составлялась программа «Браво!» – все единогласно (!) были за включение его в афишу. «Весёлые ребята» Свердловской музкомедии – дань уважения мастерам прошлого: спектакль, в котором на каждом представлении идут доработки, меняется на глазах. «Лодочник» Каменской драмы – спектакль по пьесе той самой Анны Яблонской, которая погибла при взрыве в Домодедово. Анна летела на фестиваль молодых драматургов, и даже прилетела, вышла из самолёта. Ей звонят: «Вы где? Вам выступать…» А ответа нет. Вот такая судьба. Такое скрещение театра и жизни…

Третий звонок!

Фестиваль будет проходить в ежедневном режиме до конца мая. В фестивальной афише – 20 спектаклей.

Показы спектаклей театров из области состоятся на сценах Екатеринбургского ТЮЗа, Свердловской драмы, Театра кукол, Свердловской музкомедии, Камерного театра.

Традиционно в рамках «Браво!» проходят два круглых стола – по драматическому и музыкальному театру. Нынче, помимо разговора о проблемах режиссуры (см. интервью), состоится круглый стол «Как слышит и видит музыку современный театр».

30 мая – церемония вручения премий «Браво!»-2015 (на сцене Екатеринбургского театра кукол).

Областная газета Свердловской области