«Отца я разочаровал: он видел меня инженером»

Полвека Евгений Бирюков фиксирует на плёнке моменты жизни города и его обитателей, и сейчас его снимки рассказывают  об ушедшей эпохе. Фото: Александр Зайцев

Полвека Евгений Бирюков фиксирует на плёнке моменты жизни города и его обитателей, и сейчас его снимки рассказывают об ушедшей эпохе. Фото: Александр Зайцев

  • Опубликовано в №140 от 03.08.2016

В екатеринбургском «Доме Метенкова» открылась персональная выставка «Где эта улица, где этот дом» фотографа Евгения Бирюкова.

Фотографический музей «Дом Метенкова» давно стал одной из визитных карточек Екатеринбурга. Однако на месте старинного особняка и центра культурной жизни города могла быть автостоянка. Снести дом – именно такой вердикт в конце 80-х годов прошлого столетия вынесло зданию городское руководство. Только благодаря самоотверженному вмешательству нескольких краеведов, историков, в том числе Евгения Бирюкова, «Дом Метенкова» удалось отстоять. «Достучались до депутатов Верховного Совета, а спорить с ними главный архитектор Свердловска, разумеется, не стал», – вспоминает Евгений Михайлович.

Непосредственно создание музея началось в 1993-м.

Тогда же Бирюков передал музею личный архив – накопленные за многие годы свои и коллег фотоработы, книги, фотоаппараты и другие вещи. Всего около 10 тысяч экспонатов. Передал и сам стал хранителем коллекции.

Персональная выставка одного из основателей музея – событие долгожданное и заслуженное. В преддверии вернисажа мы поговорили с виновником торжества.

Фото: Александр Исаков

– Я ждал этой выставки десять лет. Здесь представлены мои лучшие работы 70–80-х годов прошлого столетия из серии «Где эта улица, где этот дом». Для меня важно показать красоту малых архитектурных форм, старинных домов. На фотографиях запечатлены уже разрушенные здания, утраченные детали. К примеру, здесь есть фото таблички 1912 года «Входъ» из Оперного театра и оригинального кованого вензеля «Ф.М.» (Фотограф Метенков).

Фото: Александр Исаков

Нынешняя выставка – только старт. Затем я покажу свои работы с 1956-го по начало 60-х годов. Именно в то время я увлёкся фотографией. Проект будет называться «Горный дух, горний свет». Тогда занимался альпинизмом и фотографировал горы. И уже в финале – «Автопортрет. Автомобиль в фас и профиль», серия, которую снимаю много лет.

– Евгений Михайлович, как вы пришли в профессию?

– Одно дело заниматься фотографией для своего удовольствия как продвинутый фотолюбитель, совершенно другое – как профессионал. Раньше я был именно любителем, но однажды увидел каталог с выставки «Род человеческий» (составитель американский фотограф Эдвард Стайхен). И я осознал, что фотография – социальный инструмент, она может повлиять на решения человека, изменить его. Кроме того, я понял, что фотография требует времени, и мне пришлось выбирать. После института работал на оборонном предприятии инженером, а ушёл в фотографию, потому что мне нужно было свободное время. Начал вести фотостудии во дворцах культуры. Вёл занятия так, что мои фотоклубы всегда становились лучшими в городе. Отец у меня из рабочего класса, мечтал, что сын станет инженером, но я разочаровал его…

Фото: Александр Исаков

– Что вам интереснее всего снимать?

– Не признаю постановок. Социальная фотография – срез жизни общества. Но вот так живёт общество, и я это фиксирую. Снимаю жизнь города. Есть несколько любимых тем. Например, «Музыканты на улице», «Автомобили», «Развалины домов». А ещё – «Свет в конце тоннеля». Когда я захожу в переход, то вижу всех нищих, цыган, а в конце всегда свет… «Парк пионеров» делаю уже много лет раз в месяц с одной точки. Есть тема «Вид на жительство», про животных в городе. Про кошек, собак, лошадей, верблюдов. Однажды отснял свердловские кладбища, цыганские колоритные надгробия, памятники криминальных авторитетов. Многие темы на всю жизнь, они будут продолжаться…

– Часто снимаете сейчас?

– Могу каждый день. Как писатель: ни дня без строчки. Фотоаппарат постоянно с собой. Иногда еду в автобусе и вижу хороший кадр.

– Что за фотоаппарат у вас?

– У меня бзик – люблю снимки на столе раскладывать, потому всё ещё снимаю на плёнку. Да, хлопотно, но я не пользуюсь дорогущей техникой. У меня «Олимпус», выпущенный десять лет назад, один из лучших и простых. Каждый год они обновляли модель, и я её приобретал. Но, всё равно, это недорогой фотоаппарат, типа мыльницы, легко помещается в кармане.

Фото: Александр Исаков

– Самое важное достижение в вашей жизни?

– Хорошо, что удалось отстоять «Дом Метенкова»… Рад, что многие из моих учеников нашли себя в фотографии. А вообще, я счастливый человек, я занимаюсь любимым делом.

Справка «ОГ»

Евгений Бирюков родился в 1937 году в Свердловске. Окончил радиотехнический факультет УПИ, работал инженером Уральского электромеханического завода. Фотографией стал заниматься с 1965 года. Основатель и с 1995 года научный сотрудник екатеринбургского Музея фотографии «Дом Метенкова»

Областная газета Свердловской области