«Киношкола на Урале? Это реально!»

На снимке Наталья Кириллова с народным артистом России Сергеем Никоненко во время фестиваля «Новое кино России» — в 1990-х фестиваль был брендом Урала. Фото: личный архив Натальи Кирилловой

На снимке Наталья Кириллова с народным артистом России Сергеем Никоненко во время фестиваля «Новое кино России» — в 1990-х фестиваль был брендом Урала. Фото: личный архив Натальи Кирилловой

  • Опубликовано в №158 от 27.08.2016

В 19 лет Наталье Кирилловой предлагали сыграть горьковскую Вассу Железнову, но характер пригодился не на сцене — в жизни. 

В её рабочем кабинете рядом с книгами о кино — полки с фильмами на CD. Что для другого было бы баловством, для неё — работа. Сегодня заслуженный деятель искусств РФ Наталья Кириллова — вполне успешный человек: доктор культурологии, профессор, заведующая кафедрой культурологии в УрФУ. Но не раз и не два в её жизни возникали отчаянные моменты, когда… ей снился один и тот же сон.

— …Сон про то, как я заблудилась.Такая ситуация действительно была: годика в три меня отпустили погулять, я замечталась-засмотрелась и потерялась. Место незнакомое, не знаю, куда идти… Страх остался, видимо, в подсознании. И сон о том, как я потерялась, периодически повторяется — в критические моменты жизни. Так было в 2000 году, после ухода с должности гендиректора СГТРК. Год жила как во сне. Было ощущение тупика. И вот снится: абсолютная темнота, чувство потерянности, но вдруг тьма освещается и я слышу голос откуда-то свыше: «Наталья, ты будь!..» Кричу в ответ: «А как? Что делать-то?». Снова: «Ты будь!..». И всё. Свечение прекращается. Просыпаюсь в два часа ночи в страхе. До утра не сплю, мучительно думаю — что значит «будь» . И вдруг осеняет: будь — значит, вернуться к своим истокам. А что я делала раньше? Занималась кинообразованием, писала статьи о кино. А соберу-ка для начала все свои статьи. Расшифрую все киновстречи, которые проводила на СГТРК да напишу-ка о тех, кто сыграл определённую роль в моей жизни (Наталья Кончаловская, Сергей Герасимов, Никита Михалков и др.). Надо было выплеснуться…

Так родилась моя книга «Кинометаморфозы». Написала, преодолев себя (когда писала «личную» часть — в воспоминаниях нередко доходила до слёз, ведь ничего в жизни легко не давалось), заключила словами: «Прошлое осознаётся ради будущего. Скорее всего у книги будет продолжение». Продолжения у книги не было. Зато родились «Феномен уральского кино», «Классик уральского кино», «Кино Урала: от прошлого к будущему»… Книги пошли друг за другом. Я вышла из тупика…

7-й класс.«Пионер – значит первый» – говорили в советские времена. Похоже, отличница учёбы Наташа уже тогда была готова к роли первооткрывателя. Только ещё предстоял выбор – музыка, литература, кино… Фото: личный архив Натальи Кирилловой

 

В 9 лет читала «Советский экран»

— Припоминаю: именно в «Кинометаморфозах» вы рассказываете, что, образно говоря, крёстным в вашем альянсе с кино стал отец…

— …Который к искусству не имел никакого отношения. Но! Будучи инженером-строителем, он по духу, по натуре своей был гуманитарий. Богатейшая библиотека, которая сегодня у нас в доме, в основе своей — это книги, которые собрал отец. Русская классика — это понятно, но зачем инженеру-строителю восьмитомник Шекспира? А он у нас в доме именно с тех пор, и в итоге я с детства перечитала Шекспира не по разу. Однажды, на день рождения, отец сделал мне два подарка — фортепиано (я занималась музыкой) и… подписку на журнал «Советский экран». Мне девять лет, второй класс! «Зачем? — спрашивает мама. — Что она там поймёт?». «Пусть просвещается, — ответил отец. — Раз любит кино — пусть смотрит его с пониманием». Вначале я только разглядывала картинки. Потом (как и многие девчонки в те времена) начала собирать фото артистов. Но вот уже и отца не стало (он умер рано, в 44 года — мне было 15 лет), а мы с мамой продолжали выписывать и читать «Советский экран», потом и «Искусство кино». Словом, где-то класса с восьмого для меня равновелики были мир реальный и мир, в нынешней терминологии, виртуальный. Иллюзорный. Фантастически притягательный. Кино.

Тургенев, «Месяц в деревне», в роли Верочки (слева). Успех в студенческом театре провоцировал на актёрскую стезю, но… она пошла в искусстве другим путём . Фото: личный архив Натальи Кирилловой

— Для юной киноманки логичнее было мечтать о стезе актрисы, а вовсе не киноведа…

— И это было! В студенческие годы играла на сцене народного театра. И ещё как! В 19 лет мне предложили сыграть Вассу Железнову — очевидно, сказался характер, низкий тембр голоса… Более того, предварительно списавшись с Андреем Поповым, главным режиссёром Театра Советской Армии, мы с подругой рванули в Москву. Показались ему. И Попов предложил мне поступать в его мастерскую в ГИТИСе. Но не случилось. В какой-то момент поняла: актёрство — не моё. Уметь лицедействовать можно (и нужно!) не только на сцене. Актёрство — вспомогательное средство и для педагога, и для журналиста. Даже в семье мать должна быть немного актрисой и уметь играть со своими детьми не только в игрушки. Любая публичность требует манкости, заразительности. А потому… Опять написала Попову, извинилась и — осталась в Магнитогорске (не решилась оставить маму, которая тяжело переживала смерть отца). А здесь было только два вуза — пед и горно-металлургический. Угадайте, какой выбрала (смеётся).

Поучительствовала. А параллельно начала писать во все газеты Челябинской области, вплоть до журнала «Политинформатор». Писала на нравственные темы, о театре, кино. В 1972-м вышел фильм «Приваловские миллионы» — у меня на него была огромная рецензия. Или в том же «Политинформаторе», к юбилею Магнитогорского металлургического комбината, опубликовала статью «Легенда, воплощённая на экране» — о фильмах режиссёров Свердловской киностудии. Галантер, Тарик, Шеваров… Я заочно, ещё до приезда сюда, их уже знала! Само решение поступать во ВГИК созрело именно тогда же. В 24 года. При этом, заметьте, что у меня была престижная работа (преподавала литературу и эстетику в музыкальном училище), что благодаря публикациям уже создано имя. Есть семья. Сыну — два года!

1980 г. С мужем и сыном-третьеклассником незадолго до переезда в Свердловск. Сегодня Анатолий Дмитриевич – директор Центра истории Свердловской области, сын Борис Анатольевич – заместитель полпреда Президента России в УрФО, а тогда они все выглядели вот так. Фото: личный архив Натальи Кирилловой

— Лихо вы разворачиваете свою судьбу…

— Мама была категорически против! «Неужели ты не можешь заниматься просто самообразованием?». Я убеждала её: нет, мне этого мало. Мало читать о кино, надо видеть. А на дворе — середина 1970-х. Интернета не было, видеосалонов тоже. Большое кино, тем более — мировое, можно было видеть только в Москве. И я рискнула… На предварительный творческий конкурс отправила свою рецензию на «Приваловские миллионы», очерк о Михаиле Ульянове, в качестве проблемной статьи — размышления о молодёжном кино. На тот момент у нас в стране его по сути не было (фильм «А если это любовь?» Ю. Райзмана погоды не делал). А я сказала, что мне хотелось бы заняться молодёжной темой в кино по методу сравнительного анализа: мы и Запад.

Около тысячи человек прошло через творческий конкурс, на заочное отделение набирали десять. Первым номером прошел Андрей Плахов, ныне — известный критик ФИПРЕССИ, Международной федерации прессы. А я в списке была под номером два. Все годы учебы мы с Плаховым сидели за одной партой, а учились в мастерской известного профессора-киноведа Сергея Васильевича Комарова, специалиста по зарубежному кино.

1994 г. Голливуд. На знаменитой Аллее звёзд, в «дуэте» с Мэрилин Монро.  Фото: личный архив Натальи Кирилловой

 

— В какой же момент «вырулили» на тему уральского кино? Пришли-то с молодёжной темой…

— Да, и диплом был посвящен «школьной теме» в кино. И в аспирантуре занималась социально-эстетической эффективностью киноискусства как фактора воспитания молодёжи. Слава Богу, уже появилось молодёжное кино — «Розыгрыш» Меньшова, фильмы Асановой, Приёмыхова и др. Было о чём писать… Тем временем менялась моя личная жизнь — в Магнитогорске, на экспериментальной кафедре эстетики, этики и права, предложили преподавать кино и телевидение (ТВ уже пришло во ВГИК как объект киноведческого изучения). Поскольку кафедра создавалась при поддержке профессора УрГУ Льва Наумовича Когана, корифея культурологии, я познакомилась с ним, стала бывать здесь в командировках. А когда мужа, Анатолия Дмитриевича, после окончания ВПШ оставили работать здесь, в Свердловск и мы с сыном перебрались. Познакомилась с Эммой Абайдулиной (она руководила местным Бюро кинопропаганды) и предложила ей: «Используйте меня. Могу читать лекции о кино». «А об уральском можешь?» — «Конечно!». И практически уже через неделю я выступала с докладом по проблеме: «Кино и зритель» — о том, как смотрят отечественное кино. Покритиковала кинопрокат. Свердловские прокатчики тогда обиделись, но ситуация в целом по стране была не очень хорошая: рекорды проката били американцы и индийское кино. Вот тогда я и предложила Ярополку Леонидовичу Лапшину: чтобы продвигать, популяризировать уральские фильмы — надо проводить собственные кинофестивали. Ему идея очень понравилась, и наступил день (это уже в период перестройки), когда мы стали проводить здесь, в Доме кино, фестивали фильмов Свердловской киностудии.

Лапшин сказал: «Она — человек кино»

— Можно провокационный вопрос? Ниша уральского кино, с точки зрения киноведения, была не занята или вам пришлось, пардон, поработать локтями? Вы же были здесь чужаком и вдруг начали что-то определять…

— Лекторская группа уральских киноведов была достаточно большая — человек 15: Елена Воронцова, Маргарита Томилова, Юрий Спасский, Лия Козырева, Инна Штеренгарц, Владимир Волков, Ирина Дуйкова, Борис Величенко, Лев Эглит… Но уже через год после нашего знакомства они выбрали меня своим председателем. Как это оценивать? Наверное, в моем характере есть потенциал, условно называемый «Быть хозяином своей судьбы». Это, как мне кажется, начало формироваться во мне, когда я потеряла отца и осознала: мне самой придётся пробивать в жизни то, чего я хочу. Но не локтями, а делом. В Свердловске я преподавала историю кино, выступала с лекциями, вела передачи на телевидении, могла писать рецензии на любые фильмы (советские и зарубежные). И удивительно: с моим мнением стали считаться…

Бывали и трудные моменты — например, когда возник серьёзный конфликт между Союзом кинематографистов и Свердловским бюро кинопропаганды. Работа Бюро стала лидировать в общественном мнении, Эмма Абайдулина сумела активизировать массовую аудиторию, в Дом кино зритель стал ходить на все мероприятия… И началась внутренняя борьба. В том конфликте я встала на сторону Бюро кинопропаганды, аргументируя тем, что мы ведём колоссальную просветительскую работу. Этого было достаточно, чтобы Я.Л. Лапшин на меня обиделся. Страшно. Захожу в Дом кино, вижу его, здороваюсь, а он: «С предателями не разговариваю». Даже так.

И вот однажды — какой-то просмотр в Доме кино. Я опоздала. Захожу, стою в темноте, а боковым зрением вижу: заходит Лапшин и также стоит в темноте, не видя меня. И я решилась. Шёпотом: «Ярополк Леонидович, пользуясь нетрадиционной обстановкой, хочу с вами объясниться — вряд ли вы громко меня оборвёте…» Я стала объяснять ему, почему в конфликте не могла поступить иначе, что у меня не было мысли оскорбить его. Тут он толкает меня: «Да ладно… Пойдёмте сядем». Сели рядом. А когда фильм закончился — пошли в его кабинет и поговорили по душам…

А в 1990 году, через семь лет после моего появления в Свердловске, именно реплика Я.Л. Лапшина решила вопрос о моём вступлении в Союз кинематографистов: «Если бы не она, не было бы у нас ни фестивалей уральского кино, ни замечательных взаимоотношений кино и зрителя, чему завидуют другие регионы. Никакой прокат на это не способен. Я обеими руками ЗА неё. Да, она не работает непосредственно в сфере кино, но она — человек кино».

В их доме, на видном месте, – «Портрет актрисы Жанны Самари»: многие и давно отмечают внешнее сходство женщин. Но Самари, модель многих полотен Ренуара, играла на сцене всего лишь вторые роли. Наталья Кириллова в 2004-м была удостоена приза «Женщина-лидер».  Фото: личный архив Натальи Кирилловой

— В разные годы вы возглавляли Свердловское киновидеообъединение, Свердловскую телерадиокомпанию, журнал «УрФО». Разворачивать и вести собственным курсом такие «ледоколы» не каждому мужику по плечу…

— Расскажу один случай. В 1992-м, за год до 50-летия Свердловской киностудии, я пришла к её директору Г.М. Алексееву: «Давайте делать книгу к юбилею». «Да ты что, Кириллова, и не думай — денег нет». Денег на тот момент хватало только на документальный фильм «Такое разное уральское кино». Но вдруг под Новый год он сам звонит: «Мы все-таки решили отметить в марте юбилей. Какие у тебя есть материалы для книги?». Побойтесь бога, отвечаю, остаётся два месяца… Но я всё-таки из тех людей, кто привык «брать под козырёк». Надо? Значит, сделаем. Сама прикинула макет и содержание книги. Сама доставала бумагу. Сама договаривалась с типографией. «Уральский рабочий» отказался — слишком мало времени. Взялась каменск-уральская типография, но они прежде никогда(!) книг не печатали. Вместе с ними даже шрифт и кегль подбирали. Нашла компьютерщика. Нашла фотографа: переснимали архивные фото — сканеров же тогда не было. Нашла художника, которому объясняла: обложке нужен чёрный фон (студия переживает не лучшие времена) с серебром (это аналогия с кинолентой).

(показывает книгу) Это моя первая книга «Кино Урала». Научно-публицистический сборник с монологами-вставками мастеров экрана. В качестве передовицы — сценарий фильма «Такое разное уральское кино». И это оказалось интересной идеей. Мы успели к юбилею. Книгу дарили на праздновании. И помню, ко мне подходили кинематографисты со словами: «Студия умирает — так хоть книга останется…» Иногда вместо того, чтобы «руками размахивать», надо самому что-то взять и сделать.

— Слушайте, но по большому счету, это же была авантюра!

— Конечно. Но начало летописи уральского кино было положено.

— Кстати, читая ваши книги, понимаешь: автор — не летописец Пимен, это скорее исследователь, отстаивающий интересы уральского кино. Тем важнее услышать от вас, например, о судьбе Свердловской киностудии…

— К сожалению, ситуация такова, что сегодня все наши студии (уральские), а их где-то 16, существуют каждая сама по себе, хотя в принципе Свердловская могла бы их объединить, стать концерном наподобие «Мосфильма» и вернуть себе былую славу. Вы только представьте, до 1993 года киностудия выпускала ежегодно 34–35 фильмов: 4 - художественных, 5 - для ТВ, 17 - документальных, 9 - научно-популярных, 4 - мультика плюс киножурнал «Большой Урал»! А в годы перестройки стало понятно, что без бизнеса кино не выживет и надо давать экономическую самостоятельность разным направлениям. Именно тогда, в перестройку, появилось ТПО «А-фильм» (анимация), ТПО научно-популярного кино, художественного кино, «Урал-фильм», ТПО «Надежда». Другое дело, что тогда, в начале 1990-х, студия попала в страшную кабалу: никто же не предполагал, что рухнет СССР, а вместе с ним — все договоренности с прокатом, Госкино. А уже были взяты в долг большие деньги под производство фильмов… В середине 1990-х не только уральское, но и кино России пережило состояние «клинической смерти». Вместо 170–180 фильмов, которые снимались за год в советские времена, к примеру, в 1995-м году — всего 29 игровых фильмов. На всю страну! И в это время здесь, на Урале, я предлагаю проводить фестиваль «Новое кино России». Цель — заставить кинопрокат покупать и пропагандировать отечественные фильмы, судьба которых тогда не интересовала никого, кроме авторов. Идея многим казалась абсурдом. Но фестиваль, благодаря тогдашнему руководству области, проходил в течение пяти последующих лет в переполненном зале «Космоса» и 12 городах области.

1998, фестиваль «Новое кино России»,  Натальи Кирилловой, Ярополк Лапшин

1998 г. На фестивале «Новое кино России» в Нижнем Тагиле, на историческом материале которого снимался фильм «Демидовы», историческая сага о династии первых промышленников России. Справа — режиссёр-постановщик фильма Ярополк Лапшин. Фото: личный архив Натальи Кирилловой

  «Сжимала зубы и работала дальше»

— Так вы менеджер хороший, Наталья Борисовна!

— Неплохой (улыбается). Не случайно, когда в 1994 году американцы пригласили девять деятелей искусства из Екатеринбурга учиться менеджменту, в их число попала и я. Незадолго до этого Московский «Киноцентр» вместе с американцами затеял фестиваль в шести крупных городах страны — «История глазами Голливуда». Э.В. Абайдулина звонит мне: нужен организатор… Я не поклонница американского кино, но мне был интересен формат фестиваля: фильмы живьём ехали из Америки, причем, те, которых мы не видели: «Бен Гур», «Доктор Живаго»… То есть здесь была и наша собственная история «глазами Голливуда». Разве не интересно? Мы провели фестиваль в Доме кино — шли дневные и вечерние сеансы. С консулом США в Екатеринбурге сделали передачу о фестивале на радио Урала. В общем, когда посольство подбирало девять человек для обучения менеджменту культуры и средств массовой коммуникации, было предложено включить в список Кириллову — «мы видели её организаторские способности, её знание кино, в том числе и американского».

Примерно так же было с ситуацией на СГТРК в 1999 году. Михаил Швыдкой, на тот момент — руководитель ВГТРК (ему Ельцин и поручил создать единое информационное пространство России), посмотрев список лиц, предложенных губернатором на пост гендиректора, остановился на моей фамилии: знал как члена Совета по театральному образованию при Министерстве культуры РФ,  по совместной лекторской работе. А когда тебя назначают руководителем — тут-то главные сложности и начинаются. Тобою пытаются манипулировать. Руки выламывают. Например, в очередную выборную кампанию мне навязывали взять на «Новости» человека — соглашусь, с медийным имиджем, но не в формате государственного телевещания, и я не согласилась. Тогда на меня обрушилась масса негатива. Прежде всего — со страниц «жёлтой» прессы. В чем только ни обвиняли! У меня как гендиректора была своя передача — «Луначарского, 212»: раз в месяц — час прямого эфира, прямого контакта со зрителями. Я получала огромное количество писем, были среди них и с нелицеприятными вопросами.

— И вы отвечали на это?

— Естественно. А как же?! Отвечала, что оправдываться мне не в чем, а профессиональную состоятельность я буду доказывать только одним — трудом и успехом нашей компании. Сжимала зубы и работала дальше.

— А не было опасности, что сожрут?

— К этому всё шло. В конце концов я ушла с поста генерального директора, правда с Почётной грамотой ВГТРК. И поскольку была уже специалистом не только по кино, но и по вопросам ТВ, радио, то стала писать книги о медиа, издавать журнал «УрФО». В 2005-м вышла моя монография «Медиакультура: от модерна к постмодерну». Она была представлена на книжной выставке на ВДНХ, тираж в полторы тысячи экземпляров разошелся мгновенно. Продолжением стала книга «Медиасреда российской модернизации». Два года подряд эти книги побеждали во Всероссийском конкурсе «Лучшая научная книга». В 2008-м министерство образования РФ поручило мне сделать на их основе фундаментальный учебник для вузов страны «Медиакультура: теория, история, практика»…

— К проблемам медиа обращаются многие, возникли целые направления — «медиаполитика», «медиаменеджмент», «медиапедагогика». Произошла революция не только в медиа, но в сознании общества, что и создало основу для появления в ХХI веке медиалогии как синтеза гуманитарных наук. В России это ваше ноу-хау, вы даже написали книгу «Медиалогия». Поскольку кино — составляющая часть медиакультуры, как специалист чем бы вы объяснили всеобщее падение профессионализма в нашем любимом кино?

— Профессионалов у нас достаточно. Сегодня кино не хватает более рациональной государственной политики. Как бы мы ни ругали советскую систему, она была системой. Воедино увязывались кинопроизводство и кинопрокат. Было мощное кинообразование, которое готовило кадры и для кинопроизводства и для системы проката. В 1990-е годы этот комплекс был разрушен… Но лёд тронулся! Уже трижды состояние уральского кинопроизводства обсуждалось на Совете по культуре при полпреде Президента РФ. В минувшем декабре наша кафедра культурологии УрФУ совместно с Советом по культуре провела Всероссийскую конференцию «Культура, власть, общество: пути реализации государственной культурной политики». У нас ведь до сих пор нет Закона о культуре… Бьюсь за то, чтобы на Урале появилась своя киношкола. В 2005 году была попытка создать кафедру кино при РГППУ, но затея не увенчалась успехом: РГППУ — не та «крыша», кино «растворилось» здесь среди многих специальностей. Что такое киношкола? Это может быть Институт кино и телевидения на правах филиала ВГИКа. Это может быть двухгодичная магистратура «Кинообразование в социально-культурной деятельности» на базе нашего факультета искусствоведения и культурологии УрФУ, где мы будем готовить режиссёров неигрового кино и телефильма, продюсеров, сценаристов и киноведов. Надеюсь, что преподавать у нас будут и А. Федорченко, и Г. Негашев, и И. Снежинская…

— Многочисленные студенты. Сын. Внук… Когда вы общаетесь с молодыми, что для вас важнее всего взращивать-пестовать в них?

— Искренность. Студентам всегда говорю: если вы не согласны со мной в трактовке темы, проблемы — говорите, постарайтесь убедить меня. Но оставайтесь на той позиции, что вам ближе. Помню: ко мне в магистратуру пришел Денис Гуляр с факультета международных отношений. Зачем, спрашиваю, тебе аудиовизуальные коммуникации? «Нравится кино». Но одного «нравится» мало. Начали работать с ним. В результате Денис защитил диссертацию по продюсированию фильма, сделал игровой 17-минутный фильм «Нокаут» и на фестивале молодежного кино в Санкт-Петербурге, где председателем жюри был сам Александр Сокуров, получил Первый приз за режиссуру. Он же сделал фильм о режиссёрах-выпускниках УрФУ — В. Усков и В. Краснопольский, В. Мотыль, Г. Панфилов, В. Огородников… Предлагаю ему сделать фильм об уральских документалистах. А еще он написал сценарий игрового фильма о компьютерщике, который живёт в виртуальном мире, но однажды выезжает в Крым, после известных событий — и для него начинается жизнь…

С такими, как Денис, интересно работать. В этой связи вспоминаю своего отца. В седьмом классе я посмотрела фильм И. Пырьева «Идиот», он произвел колоссальное впечатление, я буквально «заболела» Достоевским. А папа сложно относился к Достоевскому, более ценил Толстого. Заспорили. Я в свои 14 лет не смогла его переубедить. Но, помню, отец сказал мне тогда : «Ты всегда имеешь полное право на собственную точку зрения в жизни…»

Блиц

— На красный свет часто перебегаете?

— Как ни странно, никогда. Табу.

— Несмотря на многие знания и умения,  чему ещё вы хотели бы научиться в жизни?

— Умению распознавать «второе дно» в человеке, когда он говорит одно, а думает совсем другое. Помните, таким даром обладал герой Мэла Гибсона в фильме «Чего хотят женщины»?.. К счастью или к сожалению, сама я человек слишком открытый, прямой. И в жизни мне это не только помогало, но и мешало. Находились те, кто либо использовал это качество, либо ставил подножку. Сами понимаете, не хочется больше «подрываться» на доверчивости…

— Три вещи, необходимые вам, чтобы выжить на необитаемом острове?

— Во-первых, книга. Без книги я не человек. Во-вторых, музыка. И, в-третьих, тот самый дар предвидения. Зачем, спросите, он нужен на необитаемом острове? Чтобы понять, как спастись. Найти выход из ситуации.

— Ваш коронный тост в застольях?

— У меня их два. Очень люблю вспоминать Пушкина: «Друзья, прекрасен наш союз!» У меня не так много друзей, но когда мы собираемся — тост за дружбу обязателен, ведь что-то же собрало нас в этот день и час в одном месте. Второй — «За всё хорошее!». Иногда, когда за столом иностранцы, произношу его по-польски: «На здраве!». Не забудьте, что во мне течёт и польская кровь.

— Любимая и нелюбимая работа по дому?

— Меня, вообще-то, достаточно строго воспитывали. К домашнему труду я была приучена лет с шести: мыть полы, вытирать пыль, ходить в магазин, носить тяжёлые сумки… Сегодня люблю готовить, люблю наводить чистоту в доме, терпеть не могу беспорядок. А вот окна мыть не люблю. Странно: при любви к самолетам и перелетам во мне живёт некий страх высоты.

— Человек мира, с которым вы хотели бы поговорить о кино?

— Катрин Денёв. Когда она приезжала на Урал, визит был обставлен так жёстко, что я успела только представиться. Шансов поговорить не было. А Катрин, которую я люблю с «Шербурских зонтиков», для меня из тех киноактрис, что ещё и Личности. Таковыми для меня остаются также Грета Гарбо (не вписывалась в колорит американского кино, была оппозиционной к его стандартам), Джульетта Мазина (женщина-клоун на экране и при этом доктор искусств), наша Инна Чурикова. Вот с Чуриковой я беседовала неоднократно…

— Вы много преподаете. Если предельно лаконично дать самохарактеристику Кирилловой-педагогу, но это слово будет…

— Нудная (смеётся). А если серьезно — стоик. Уж сколько об меня бьётся разных сердец, голов, душ — я стою на своём.

— Любимые цветы?

— Ромашки. Или герберы.

— Место, где вы равны самой себе, где вам наиболее комфортно?

— В квартире — диван. Все идеи моих книг пришли ко мне именно на диване, когда предаешься размышлениям в одиночестве. В Москве — Храм Христа Спасителя, где можно приобщиться к прошлому, к духовному. И даже не собственно храм, а само это место: позади храма, как пройдешь мостик через Москву-реку, находится Российский институт культурологии, который много для меня значит — он и ВГИК. А через дорогу от храма — Музей Пушкина, который я и в юности любила даже больше, чем Третьяковскую галерею. Здесь находятся мои любимые импрессионисты, в частности — Ренуар, «Портрет Жанны Самари», которая похожа на меня в молодости. Когда в 1978 году Анатолий Дмитриевич отдыхал в Киргизии, на Иссык-Куле — вдруг увидел в какой-то заброшенной лавке копию этого портрета. И он привез его мне. Он до сих пор у нас дома висит. Вот именно эти три места очень дороги мне.

Наталья Борисовна, портрете Ренуара

Наталья Борисовна (слева) не позировала специально: снимок — просто из домашнего архива. Но согласитесь, ведь и впрямь похожи — она и Жанна Самари (на знаменитом портрете Ренуара, справа)

— Какая книга сегодня на ночь?

— Не поверите — научная книга о философе Кьеркегоре. Вместе с моей аспиранткой работаем на статьей для иностранного журнала «Кьеркегор и Лермонтов: у истоков экзистенциализма». Один — датчанин, в другом сильны шотландские корни. Откуда в них примерно в одно время возникла тяга к философии жизни, коей и является экзистенциализм? Лермонтова хорошо знаю, а Кьеркегора продолжаю познавать…

— Есть два типа домохозяек: одни всё хранят, приберегают на «чёрный день», другие…

— …Я — из других: всё выбрасываю, освобождаю пространство.

— Сколько лет хотелось бы вам прожить?

— Сколько Бог даст. Лишь бы были силы и энергия жить.

— Домашние питомцы в семье?

— Кошка Мася. Порода? Полуегипетская-полууличная (смеётся). Вообще, у нас в семье все кошатники.

— Понятно, что вы видели огромное количество фильмов, и всё же… Три фильма, которые можете пересматривать бесконечно?

— «Летят журавли» (правда, в последнее время не могу его смотреть — плачу). «Шербурские зонтики» (с тех пор я и пристрастна к Катрин Денёв). Но кумиром остаётся Андрей Тарковский, которому я посвятила много своих статей, — и в особенности его «Зеркало». Этот фильм я воспринимаю очень личностно…

— Какое изречение поддерживает вас в самой отчаянной ситуации?

— В отрочестве близко к сердцу воспринимала девиз Сани Григорьева из «Двух капитанов»: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Главное — не сдаваться! А сейчас, вот уже много лет, дают силы слова Роберта Рождественского из его «Реквиема»: «Мечту пронесите через года и жизнью наполните…» Такой мечтой был ВГИК, сегодня — Высшая школа кино и телевидения на Урале. Пока её нет. Но есть надежда создать её. А вдруг!..

Досье «ОГ»: Наталья Борисовна Кириллова

  • Родилась 8 февраля 1949 г. в Магнитогорске Челябинской области.
  • Образование: МГПИ по специальности «Русский язык и литература» (1970); ВГИК по специальности «Киновед» (1978).

Знаковые этапы в сфере кино:

  • 1983 – защитила кандидатскую диссертацию во ВГИКе. Кандидат искусствоведения.
  • 1986–1996 – проректор по учебной и научной работе, профессор кафедры истории искусств Екатеринбургского театрального института.
  • 1995–1999 – гендиректор, продюсер фестиваля «Новое кино России».
  • 1996–1999 – генеральный директор Свердловского областного производственного киновидеообъединения.
  • 1999–2000 – генеральный директор ФГУП «Свердловская государственная телерадиокомпания».
  • 2005 – защитила диссертацию на степень доктора культурологии.
  • 2015 – награждена орденом Дружбы «За высокие достижения в сфере науки, образования, воспитания молодёжи».

Член Союза кинематографистов РФ, член Союза журналистов РФ.

Автор 40 книг (монографий и учебных пособий), в том числе: «Феномен уральского кино», «Ярополк Лапшин», «Медиакультура: теория, история, практика», «Медиалогия».

В настоящее время – заведующая кафедрой культурологии и социально-культурной деятельности УрФУ, доктор культурологии, профессор, академик Академии менеджмента в образовании и культуре.

Сергеем Маковецким, Наталья Кириллова, Верхотурье

С народным артистом России Сергеем Маковецким в Верхотурье, на 400-летии города, — во время кинотелетура «Москва — Екатеринбург — Верхотурье».  Фото: личный архив Натальи Кирилловой

 

Владимир Машков, Наталья Кириллова

1998 г. С Владимиром Машковым в кино-концертном зале «Космос» — после премьеры фильма «Вор». Фото: личный архив Натальи Кирилловой

 Эльдар Рязанов, Эмма Абайдулина, Наталья Кириллова

Март 1997 г. Во время творческой встречи со зрителями после премьеры на Урале фильма «Привет, дуралеи!». Слева направо — режиссёр фильма Эльдар Рязанов, Эмма Абайдулина (журналист, кинодеятель и супруга Э.Рязанова), Наталья Кириллова. Фото: личный архив Натальи Кирилловой

Наталья Кириллова, Евгением Матвеевым, Людмилой Чурсиной

1997 г. Накануне фестиваля «Новое кино России». Встреча в аэропорту Кольцово. Наталья Кириллова (в центре) с народными артистами СССР Евгением Матвеевым и Людмилой Чурсиной. Фото: личный архив Натальи Кирилловой

Областная газета Свердловской области