Немое кино заговорит языком джаза

На открытии фестиваля Сергей Летов игрой на саксофоне он озвучит фильм «Сокровище» 1923 года режиссёра Георга Пабста. Фото: sadwave.com

На открытии фестиваля Сергей Летов игрой на саксофоне он озвучит фильм «Сокровище» 1923 года режиссёра Георга Пабста. Фото: sadwave.com

  • Опубликовано в №159 от 30.08.2016

Екатеринбургский клуб «EverJazz» готовится провести необычное мероприятие, приуроченное к Году кино. Нам предстоит увидеть и услышать Первый фестиваль тапёров — «Киноджаз». Сегодня многие считают искусство тапёрства лишь историей, оставшейся далеко в прошлом вместе с классикой чёрно-белого немого кино. Многие, но не те, кто хоть раз в зале смотрел фильмы с музыкальным сопровождением талантливых музыкантов. О том, как развивается тапёрство сегодня, мы поговорили с членом жюри предстоящего фестиваля — московским музыкантом Сергеем Летовым.

— Сергей, вас называют человеком, который 20 лет назад возродил в нашей стране этот, казалось бы, уже архаичный музыкальный жанр...

— Всё началось с того, что Немецкий культурный центр имени Гёте заказал в Москве мультимедийную программу, посвящённую столетию создания первого протофильма, снятого братьями Складоновски из Германии (которые, как известно, свои кинофрагменты презентовали до того, как братья Люмьер во Франции показали знаменитый фильм «Прибытие поезда»). Так вот перед картиной о братьях Складоновски и состоялось моё первое выступление в качестве тапёра. Вместе со мной в той программе участвовали танцовщики и московский диджей Алексей Борисов — как вы понимаете, это разительно отличалось от традиционного понимания тапёрства — то есть просто механического озвучивания кино. Потом нам предложили озвучить фильм «Фауст» 1926 года режиссёра Фридриха Мурнау. С тех пор я озвучил более 30 фильмов. Сначала были только немецкие картины, затем я стал заниматься русским, японским, даже датским кино.

— Тапёрами в шутку называют музыкантов, которые относятся к своему делу без души — как раз чисто механически — отыграли и забыли. Видимо, это стереотип, который пора развеять. Но мы также привыкли, что тапёры, как правило, — пианисты. А вы играете на саксофоне…

— Нельзя сказать, что я тапёр в обыденном понимании, поскольку играю на духовых инструментах, использую электронику. По традиции — тапёр исполняет клишированное музыкальное произведение, которое может подойти как к одному фильму, так и к другому, а может и вовсе звучать как фоновая салонная музыка. Но у меня другая задача — я занимаюсь сопровождением конкретного фильма. То есть чтобы музыка была дополнением идей, которые в этот фильм заложил режиссёр.

Очень сложно озвучивать мультфильмы, потому что там быстрая смена кадра, и музыкант должен успеть на это отреагировать. По сути, тапёр импровизирует, но у меня эта импровизация более чем подготовлена: я отсматриваю фильм много раз, пишу себе план-экспликацию или раскадровку. Мне это напоминает работу диджея…

— А не работу ли композитора? Ведь при озвучивании фильма вы играете свою авторскую музыку?

— Да, это так. Но музыка тапёра не носит раз и навсегда определённый характер. Ведь в зависимости от обстоятельств у меня меняются партнёры. Бывало, что один и тот же фильм вместе со мной озвучивали совсем разные музыканты — одни играют джаз, другие академическую музыку. И приходится многое менять, поэтому раз и навсегда зафиксированной партитуры нет, а есть канва, которой мы придерживаемся. Без партнёра работать в этом жанре очень сложно — то аппаратура зависает, то что-то перестаёт работать, а фильм не ждёт. И потом нужно, чтобы было сопротивление материала — другие, отличные от моих, идеи. Только в такой борьбе рождается правильное звучание.

— Интересно, в Екатеринбурге пройдёт не просто фестиваль, а конкурс тапёров. Раньше вам приходилось судить на таких мероприятиях?

— Честно говоря, это вообще первый конкурс тапёров, который мне предстоит увидеть. Что буду оценивать я в Екатеринбурге? Думаю, точность выполнения задачи — насколько соответствует музыка содержанию, насколько чутко музыкант отзывается на смену планов, следует ли сюжету. Это очень важно, ведь, к сожалению, многие играют автономно. Даже на крупнейшем фестивале немого кино в Восточной Европе «Немые ночи» я видел, как музыканты просто играли свою музыку — и она лишь отчасти совпадала с тем, что было на экране. Мне кажется, такое отношение к этому виду музицирования — неверно. Тапёрство — не просто заполнение тишины, а искусство. Как члена жюри меня, наверное, непросто будет удивить, потому что я много чего слышал, много чего придумал сам. Например, мне доводилось выступать как раз в Екатеринбурге вместе с азербайджанским певцом и музыкантом, играющим на виброфоне. Однажды я слышал, как немецкая группа озвучивала фильм «Ленин в октябре» с помощью двух ударных установок и саксофона — очень оригинально.

— Я столкнулась с тем, что многие сегодня вообще не знают, кто такие тапёры. На ваш взгляд, у этого вида искусства всё же есть будущее?

— Выступать меня приглашают, как ни удивительно, чаще по стране, нежели в пределах Москвы. Ближайшее выступление в Екатеринбурге, потом в Петербурге на студии «Лендок» озвучиваю фильм Дзиги Вертова вместе с барабанщиком «Аквариума» Олегом Шарром, затем в Воронеже вместе с курской рок-группой озвучиваю один из первых немых фильмов ужасов «Кабинет доктора Калигари». В Лондоне на фестивале российского кино я озвучивал один из первых отечественных мультфильмов 1911 года. Екатеринбург, кстати, был одним из первых городов, где я выступал — это было в Свердловской филармонии. Потом на протяжении нескольких лет меня приглашали в кинотеатр «Салют» в День российского кино.

Комментарий

Лилия Немченко, доцент кафедры эстетики, этики и культуры УрФУ, киновед:

— Идея такого проекта возникла, когда я была на конференции в Тулузской синематеке — там студенты консерватории практически каждый день пробуют себя в искусстве тапёрства, что благотворно влияет как на развитие джазового искусства, так и на оттачивание навыков самих музыкантов. Обязательная программа будет включать фрагмент фильма с участием знаменитого актёра немого кино Макса Линдера. А для произвольной — пятиминутную короткометражку каждый участник выбирает на своё усмотрение. Зрители фестиваля увидят, что фильм полностью меняется в зависимости от того, кто его озвучивает и как. Оценивать музыкантов будет жюри в составе мультиинструменталиста Сергея Летова, кинорежиссёра Алексея Федорченко, тромбониста и композитора Виталия Владимирова, пианиста Филиппа Чельцова.

Полное расписание фестиваля

Областная газета Свердловской области