Режиссёр Павел Бардин: «Достоверности противоречит фальшь»

Исполнители главных ролей Али Алиев (слева)  и Александр Голубков. Кадр из фильма «Салам Масква». реж. П.Бардин

Исполнители главных ролей Али Алиев (слева) и Александр Голубков. Кадр из фильма «Салам Масква». реж. П.Бардин

На «Первом канале» завершился показ сериала «Салам Масква». Проект режиссёра Павла Бардина долгое время лежал на полке, а затем был показан в интернет-версии канала, а потом был и вовсе удостоен премии «Ника» за «Творческие достижения в области телевизионной кинематографии». «ОГ» связалась с режиссёром, чтобы расспросить его о новом проекте.

Но для начала несколько слов про сам сериал. «Салам Масква» — рассказ про современную Москву, в которой вынуждены уживаться много разных народов. Главные герои — Рустам (Али Алиев) и Саня (Александр Голубков) — напарники в «национальном» отделе ГУВД. Каждая серия фильма рассказывает об одном из их расследований и его героях — представителях разных диаспор — таджиков, дагестанцев, вьетнамцев. Авторы сериала настойчиво показывают, что плохие и хорошие люди есть среди всех национальностей и бороться надо не с народностями, а с реальной преступностью.

— Павел, браться за сериал про межнациональные отношения в современной России — дело сложное. Что для вас всё же послужило первым толчком взяться за эту тему?

— Это было предложение конкретных людей — продюсеров Дениса Евстигнеева и Константина Эрнста. Мне оставалось только согласиться и предложить своё видение сериала.

— Кстати, а почему решили делать именно сериал, а не фильм?

— Картину о межнациональных отношениях на тот момент я уже сделал (речь идёт о фильме «Россия 88». — Прим. «ОГ».), возможно, именно поэтому и предложили сериал.

— Проект пролежал на полке несколько лет. Почему его показали только сейчас?

— Мы снимали, когда многое было ещё в кино, скажем так, можно — мат, например, а потом стало гораздо больше «нельзя», чем «можно». Почему выпустили именно сейчас — сложно сказать. Нашли возможность, и хорошо. Лучше спросите у тех, кто принимал решение.

— В одном интервью вы отметили: «Там всё скорее ближе к достоверности. Не сказка, но и не совсем реальность». Получается, что в сериале художественной составляющей меньше?

— Пётр, вы предлагаете странную математическую модель: чем меньше реальности, тем больше искусства. По-моему, принцип другой — верность художественной правде. Художественная правда — это реальность с поправкой на стилистическое решение. На мой взгляд, достоверность, подлинность никак не противоречат художественности. Противоречат — фальшь, обман, лакировка и шифрование пустоты.

— После показа, на мой взгляд, аудитория сериала разделилась на две части: те кому всё понравилось и те, кого он, наверное, из-за честности разозлил. Насколько в этом плане вам был важен отклик зрителей?

— В первую очередь мне важна реакция близких. Мнение незнакомых зрителей интересно в меньшей степени. Волноваться и думать о зрительских реакциях надо, когда работаешь, снимаешь, а не во время эфира.

— «Ника» не пролетела мимо политики», так одно издание написало про нынешнюю церемонию. Но вы же как-то рассказали, что с исполнителем главной роли — Али Алиевым — даже не говорили о политике. Насколько для вас была важна именно политическая часть фильма, а насколько — художественная?

— Это разделение искусственное, оно возникает в несвободном обществе, где говорить о политике опасно. Вопрос скорее к вам и зрителям — где и в чём вы видите политику? В нашей истории, с одной стороны, совсем нет политики, максимум — фон из телевизора, наружная реклама в городе, а с другой стороны, оказывается, любой самый простой бытовой вопрос: воспитание детей, коррупция в государственных учреждениях, драка футбольных фанатов — всё политика.

— В вашем сериале снялось много совсем неизвестных актёров. И вы опять же отмечали, что: «В Дагестане ничего такого в больших формах не снимали со времён «Белого солнца пустыни». Получается, что ваш сериал ещё и говорит, скажем так, о проблеме национального кино?

— Надеюсь, появление на экране большого количества талантливых и так называемых «национальных» актёров поможет им найти новые роли и обозначит существующую проблему с национальным кино. Есть, к примеру, большие успехи у якутского кино, но этот прорыв случился скорее вопреки нынешней культурной политике, без всяких госдотаций.

— Сериал всё же вышел, а потом вы ещё и получили «Нику». Рассматриваете ли её как награду за трудности?

— Нет. Нескромно считаю все призы, полученные сериалом, оценкой профессионализма авторов, а не их душевных переживаний.

  • Опубликовано в №74 от 27.04.2017
Областная газета Свердловской области