Грузинский режиссёр Отар Иоселиани спустя 42 года вновь посетил Екатеринбург

Режиссёр представил в Екатеринбурге два своих фильма  и после каждого показа долго общался со зрителями. Фото: Любовь Кабалинова / Президентский центр Б.Н. Ельцина

Режиссёр представил в Екатеринбурге два своих фильма и после каждого показа долго общался со зрителями. Фото: Любовь Кабалинова / Президентский центр Б.Н. Ельцина

В екатеринбургском Ельцин Центре прошли дни Отара Иоселиани. Вряд ли режиссёр без преувеличения мирового масштаба нуждается в подробном представлении. На Средний Урал Отар Давидович вновь приехал спустя много лет с той же целью – показать свои фильмы и пообщаться со зрителями.

Только в этот раз Иоселиани привёз на Урал уже не запрещённый фильм, как это было в 1975 году. В ту зиму он демонстрировал в киноклубе «Логос» фильм «Пастораль», а в минувшие выходные свердловчане наслаждались двумя другими шедеврами мастера – «Фаворитами луны» и «Зимней песней» – последней на данный момент работой режиссёра.

2 февраля Отару Иоселиани исполнилось 83 года, однако отдыхать режиссёр не привык и перед показом сначала уделил время журналистам, а после – зрителям.

«Вернуться никуда нельзя»

– Задавайте любые вопросы, – начинает режиссёр. Впрочем, Иоселиани всегда был честен. Не только перед самим собой, но и в кино, и что особенно важно – перед своими зрителями. Так что на первый вопрос, почему в Екатеринбурге показали именно эти картины – отвечает без смущения.

– Выбор бывает тогда, когда вам за что-то неудобно. А так как я вкалываю до последнего – у меня нет выбора. Кстати, я свои фильмы не пересматриваю. Под любым сделанным мною безобразием смело подписываюсь. Вообще фильмы, которые сделаны в поте лица – не забываются.

Режиссёр отвечал на все вопросы – удобные и не очень. Рассказал и про свои запрещённые фильмы – «Апрель», «Чугун», «Листопад», а также про отъезд во Францию.

– Никакой антисоветчины в моих работах никогда не было. Я даже думать об этом не мог, – парирует вопрос о запрете фильмов Иоселиани. – Просто в них не было никаких признаков существования того, что официально было вокруг нас. Сначала запретили «Апрель», потом «Чугун», затем как по цепочке – «Листопад», «Жил певчий дрозд», «Пастораль». Но я никуда не эмигрировал, а во время перестройки необходимость в пропаганде отпала, и отпал кинематограф. За ненужностью. И тогда перекрыли экран, назовём это так. Тут я всё понял и поехал во Францию, чтобы вернуться в кино. Уехав, никакой ностальгии я не испытывал, потому что при­ехал работать. Когда вы едете в командировку, к примеру, геологическую, у вас нет никакой ностальгии. Что было, когда я потом приехал? Дал большое интервью, которое называлось: «Вернуться никуда нельзя». Всё. Нужно всё воспринимать заново. Когда Бунин уехал, а потом вернулся, то сказал: «Я этот язык не понимаю».

«В моих фильмах всё неслучайно»

Вечером в кинозале Ельцин Центра аншлаг. Зрители заняли всё свободное пространство, и, чуть опоздав, я еле нашёл место, чтобы просто встать. Ничего удивительного – увидеть и послушать Отара Иоселиани дорого стоит. Когда входит Отар Давидович – бурные овации, как на премьере. А меж тем на экране – классика, картина «Фавориты Луны».

– Вы знаете, я хотел в этом фильме выплеснуть всё, что накопилось на тот момент – к 1984 году, – прерывает аплодисменты Иоселиани. – Когда я вырвался из СССР, то вдруг понял, что могу сделать что хочу, но уместить это в полтора часа не смог. Изначально картина была четырёхчасовой, и один мой знакомый, автор фильма на восемь часов, сказал: «Оставь так. Ничего не трогай!» Когда я монтировал, мне вспомнилась фраза Гёте, которую потом повторил Чехов: «Искусство писать – это искусство сокращать всё, плохо написанное». А если всё хорошо? Всё равно вычёркивать. И это самая трудная работа.

Зрители долго не отпускали Иоселиани со сцены. Каждому хотелось узнать ответ на какие-то загадки его фильмов. Про скрытые смыслы картин Отара Давидовича спрашивали больше всего.

– В моих фильмах всё неслучайно, но подробнее не расскажу: последний раз смотрел в 1984-м. Забыл всё, – отшучивался Иоселиани.

Провожали режиссёра также аплодисментами. Иоселиани размеренно ушёл со сцены. Ушёл, но обещал вернуться.

Выбор мастера

На встрече Отар Иоселиани признался, что свои фильмы никогда не пересматривает. А зрителям мастер предложил рейтинг из работ других авторов:

«У меня есть несколько любимых кинорежиссёров. Из российских – это Борис Барнет, который снял «Девушку с коробкой», «Дом на Трубной», «У самого синего моря». Но дальше он был вынужден халтурить, и это я уже не смотрел. Из итальянских режиссёров я люблю Витторио Де Сику и его картину «Чудо в Милане». Также пересматривал работу Феллини «Джинджер и Фред». Французские режиссёры для меня – это Жан Виго и его лента «Аталанта». Её можно смотреть много раз, и вы не устанете. Ещё пересматривал индийского режиссёра Сатьяджита Рая. Он создал целое направление в индийском кино, которое существует в полном противоречии с так называемыми болливудскими фильмами.

Также у Отара Давидовича есть и антирейтинг.

«По-моему, последнее, что бывает в кинематографе – экранизации литературных произведений. Конечно, хорошо иметь в сценаристах, например, Виктора Гюго или Николая Гоголя. Кто-то вообще замахнулся на Михаила Булгакова. Но это стыдно. Я уже не говорю о Толстом, потому что версий «Анны Карениной» существует около 18. И всего две версии «Войны и мира», но только потому, что они финансово неподъёмные. Вернувшись на свободу после ссылки, мой папа посмотрел «Войну и мир» и сказал: «Что это за безобразие?! Ваши аристократы ходят как лакеи!» Поэтому мне не нравится и опера Чайковского «Евгений Онегин». Ну не для оперы это произведение!»

  • Опубликовано в №77 от 03.05.2017 под заголовком «Красота по Иоселиани»
Областная газета Свердловской области