«Почта не успевает за нашим наступлением»

Николай с женой Шурочкой. Снимок сделан ещё до войны, в тридцатых годах. Из личного архива

Николай с женой Шурочкой. Снимок сделан ещё до войны, в тридцатых годах. Из личного архива

Свердловчанин майор Николай Кривошеин ушёл на фронт в 1942 году и обещал каждый день писать жене Шурочке и трём детишкам письма. Что старался делать, пока не погиб в 1944 году… Спустя семьдесят с лишним лет его письма – простые бытовые зарисовки, рассказы о фронтовых буднях, о минутах отдыха, об однополчанах – читают на камеру свердловчане – это идея уральского блогера Олега Рудого и режиссёра-оператора Константина Багаева. В эти праздничные дни они представят фильм «Письма о любви» из нескольких частей по итогам проекта. Одну из страниц жизни майора прочла и журналист «ОГ».

– «Письма о любви» – не случайное название, – рассказывает Олег. – Любовь – это самое важное было на войне, да и в жизни… Обратите внимание: фильмы и книги, которые создавали фронтовики (или которые создавались при их участии), – «Горячий снег», «Альпийская баллада», «Они сражались за Родину», «Берег» и многие другие – все они пропитаны любовью, нежностью… Именно это спасало людей. Там все диалоги о любви, все истории крутятся вокруг отношений между людьми. И нет пафоса натянутого, как это получается сейчас, когда в центре – бой, танки, кровь. О чём бы Николай не писал Шурочке, в каждой строчке чувствуется невероятная любовь.

Письма в руки Олегу Рудому попали совершенно случайно.

– Я уже давно коллекционирую банкноты – у меня большая интересная коллекция. В бонистике (так называют коллекционирование банкнот) и филателии есть такое понятие – «парагены»: это когда на почтовых маках и банкнотах одно и то же изображение. На банкнотах 1938 года СССР и почтовых марках – так и есть, и для полноты коллекции я решил найти конверты с приклеенными такими марками… Так мне в руки попала целая коробка с письмами. И я начал их читать, и уже не мог оторваться. Идея пришла сразу, вспомнилась любимая песня детства – «Письмо отца» Евгения Мартынова. И всё – дальше просто кинул клич, откликнулся сразу Союз журналистов, откликнулись друзья по всей области. И друзья из других регионов и стран: письма читают в Крыму, в Новосибирске и других городах, в Англии и на Украине.

Оператор Константин Багаев и журналист «ОГ» Яна Белоцерковская в Доме журналистов в Екатеринбурге

Оператор Константин Багаев и журналист «ОГ», автор этого текста Яна Белоцерковская. «Письмо каждый читал так, как чувствовал – никаких правил, никаких условий. Так как оно было написано от мужского лица, я представляла себя женой Николая, которой эти строки были адресованы...» Фото: Олег Рудой

…Все письма читают разные люди, в разных местах. Я прочла в стенах Свердловского домжура. Пока настраиваюсь, Олег рассказывает немного об авторе.

– Николай – из бедной семьи, лет с 18 уже был на Гражданской войне. Служил на Дальнем Востоке на границе, воевал с японцами. Шурочка, насколько мне известно, дворянского происхождения. И здесь интересно: видно, как старается Николай, как разговаривает на «её» языке, уважая и любя. Очень интересно прослеживать, как реагирует Николай на истории жены, как старается понять, что там, как вникает. Судя по письмам, жизнь Шурочки в тылу с тремя детьми была ничем не легче, чем на фронте. И не всё было гладко в отношениях между людьми во время войны. Были и чёрствость, и бездушие, и отказ в помощи в тылу… Ещё в письмах очень чувствуется отношение к детям, особенно к сыну – он для отца-военного – это святое.

…Мне досталось предпраздничное письмо – на фронте готовились отмечать канун 25-летия Октябрьской социалистической революции. Николай пишет Шурочке о концерте самодеятельности, в котором он принимал участие, о концерте приехавших в часть артистов. Отдельно он подчёркивает, что были среди них земляки – свердловчане. А вся вторая половина письма – обращение к жене и детям – Женечке, Вадиньке и Светику: «Теперь, когда получите это моё письмо, праздники уже пройдут. Но вы будете знать, что и накануне и во время праздников папа всегда о вас помнил, не забывал ни на минуту…» Письма искренние, пронзительные – ловлю себя на том, что голос дрожит.

– Мы же разучились писать письма, – говорит в заключение Олег Рудой. – Мы даже разучились читать вслух.

Фильм сейчас монтируется, авторы планируют выпустить три серии по полчаса. Первая часть выйдет уже 9 мая и будет доступна на Ютьюбе.

Из писем...

письма Николая Кривошеина с фронта

Сохранилось полсотни писем Николая - конечно, это не все, ещё более сотни найти пока не удалось. Каждое письмо он старался оформить - что-то нарисовать для детей...

16 сентября 1942 года.

Мне кажется, что письмоносец теперь для многих является самым почётным, самым желанным, только с хорошими вестями, разумеется.

6 ноября 1942 года.

Вчера был на репетиции и встретил там одного мальчика, такого беленького, ростом с тебя, Вадюша, и даже, как мне показалось, похож на тебя. Сразу же вспомнил и представил себе тебя, и так сильно заболело сердце. Как мне хотелось, чтобы это был ты, мой дорогой сыночек… Это всё наделал проклятый людоед-Гитлер со сворой своих цепных собак. Это он разлучил отцов со своими детьми. Мало его ненавидеть, изверга, его нужно скорее истребить, превратить в навоз на нашей священной земле.

11 ноября 1943 года.

Писем от тебя нет. Почта не успевает за нашим наступлением. Но ничего, догонит, и я представляю, как принесёт мне почтальон целую стопку дорогих мне писем от тебя и от моих детей.

И в свободные минуты я буду читать и читать их, вспоминая вас и представляя, как вам сейчас тяжело и как вы держитесь в этих нелёгких условиях.

  • Опубликовано в №80 от 06.05.2017
Областная газета Свердловской области