Екатеринбургский Ельцин Центр удостоен престижной международной премии

Церемония награждения проходила в Хорватии, в Загребе, где Екатеринбург представили директор Ельцин Центра Дина Сорокина (слева), Валентин и Татьяна Юмашевы. Фото: Президентский центр Бориса Ельцина

Церемония награждения проходила в Хорватии, в Загребе, где Екатеринбург представили директор Ельцин Центра Дина Сорокина (слева), Валентин и Татьяна Юмашевы. Фото: Президентский центр Бориса Ельцина

Музей Бориса Ельцина стал обладателем одной из трёх главных наград конкурса «Лучший европейский музей 2017 года» (EMYA) — он удостоен приза имени основателя премии Кеннета Хадсона. Эта награда впервые присуждается российскому музею.

EMYA задумывался именно как конкурс инноваций и новых проектов в музейной сфере. За 40 лет истории премии её лауреатами в разные годы становились: Музей европейских и средиземноморских цивилизаций в Марселе, Музей мировых культур в Кёльне, Шотландский музей транспорта в Глазго и другие. Теперь в один ряд с ними встал и Ельцин Центр. Екатеринбургский музей отметили за высокий уровень мультимедийности, впечатляющий дизайн музейной экспозиции, обширную программную и образовательную деятельность, в том числе в плане общественной дискуссии по таким важным темам, как ценности демократии и свобод. 

В Хорватии музей Ельцин Центра презентовала лично его директор Дина Сорокина. По возвращении она рассказала «ОГ» о том, почему эта премия считается «музейным Оскаром», что была выбрана в жюри премии 2018 года и как относится к очередному негативному высказыванию в адрес музея Никиты Михалкова

— В России до Ельцин Центра ещё никто этой престижной премии не получал, что почувствовали, когда узнали о победе? 

— Конечно, это было огромное удивление. Мы максимум рассчитывали на специальное упоминание. Таковых в премии учреждено пять. Они были даны очень достойным музеям. Так, в этом году одним из упомянутых музеев стал музей в Силезии. Мы были приятно удивлены, когда услышали, что удостоены престижной премии Кеннота Хадсона, основателя премии. Кеннет Хадсон основал премию «Лучший европейский музей» в 1977 году. Он был яркой личностью, и премия обычно даётся как раз ярким проектам, людям, музеям. Я, ещё работая в Нью-Йорке, безусловно, знала о европейском музейном форуме и EMYA, потому что они являются одной из старейших организаций в Европе, очень близко работающей с музейным сообществом. Поэтому для нас большая честь быть отмеченными этим форумом.

— Правильно ли мы понимаем, что участие в конкурсе принимают в основном музеи современного искусства?

— Абсолютно нет. Например, главный приз этого года был присуждён музею этнографии в Женеве, приз Совета Европы был дан музею работорговли и рабства в Гваделупе, замечательный музей. Приз за работу с аудиторией был достался музею Лирия в Португалии, который работает с очень широким историческим контекстом. Это всё не музеи современного искусства, а музеи в широком плане, но в то же время представляющие новаторские, инновационные проекты, которые либо вновь открылись, либо прошли через реорганизацию своих основных выставок. Это более широкий контекст.

— Расскажите немного об атмосфере премии, ведь это была юбилейная — сороковая церемония? 

— Атмосфера была замечательная, дружеская. Мне кажется, действительно многие ощущали, что церемония была особенной. Возможно, это обусловлено ещё и тем, что большинство членов жюри заканчивали в этом году работу на своём посту. Мероприятия премии проходили в Загребе, и председатель попечительского совета премии — Горанка Хоршин, представитель Хорватии — тоже отрабатывала свой последний срок. И то, что юбилейную церемонию решили провести именно в этой стране, имело особое значение. У нас была возможность познакомиться с представителями 24 стран, 46 музеев и даже более, ведь кроме музеев-номинантов в конференции традиционно принимают участие и музейные эксперты. И было очень приятно узнать, что о нашем музее говорили не только в нашей стране, но и в Европе. 

— Кого из лауреатов прошлых лет и ваших конкурентов в этом году отметили бы? Почему?

— В этом году на призы претендовали 46 различных музеев. Запомнился музей футбола в Германии или Рагнарёк — музей о популярной культуре в Дании, лыжный музей в Норвегии, замечательный маленький лыжный музей в Норвегии, где всего двое сотрудников собирают огромное количество волонтёров, и вся деревня им помогает.

— Знаем, что вы вошли в жюри следующей премии, туда входят директора музеев-победителей или выбор был сделан по другому принципу? 

— Как я уже упомянула несколько членов попечительского совета и состава жюри в этом году уйдут, и на их место придёт новая смена. Для меня это огромная ответственность, которую я только-только начинаю осознавать. В состав жюри действительно входит большое количество представителей музеев-победителей, но не только, также там работают и музейные эксперты с огромным опытом музейной экспертизы, музейного дела, поэтому мне будет непросто, но я уверена, что интересно работать в таком коллективе. Председателем жюри остаётся директор португальского музея Хосе Гомийру, который выиграл премию несколько лет назад. Я подружилась с директором музея почты Кимо Аттила — это один из судей, которые приезжали к нам, чтобы оценить уровень работы музея Б.Н. Ельцина и Президентского центра. 

— Что даёт эта награда?

— Это не только престиж, это возможность познакомиться с самыми современными и инновационными проектами, которые реализуются. Сама суть этого конкурса — увидеть самые яркие и интересные проекты, осуществленные за последние три года на территории широкой Европы.

— У всех на слуху история с оценкой этой премии Никитой Михалковым — накануне 9 Мая он сравнил её с наградой Третьего Рейха. Музей не остался в стороне, вы ответили публичным заявлением, снова разгорелся скандал. Как отреагировали на мнение режиссёра ваши коллеги из Европы?

— Мы, конечно, очень огорчены и задеты выступлением Никиты Сергеевича в наш адрес. Это не только необоснованное, но и достаточно грубое высказывание в адрес наших европейских коллег. Это неуважение не только к нам и нашему музею, но и ко всему европейскому сообществу.

Лауреаты EMYA

Чтобы понять, на какую высоту в музейном деле поднялся Ельцин Центр, достаточно перечислить хотя бы несколько победителей прошлых лет.

Олимпийский музей в Лозанне

Фото: The olympic museum 

Это действительно грандиозный музей, открытый в штаб-квартире Международного Олимпийского комитета в Швейцарии 23 июня 1993 года по инициативе председателя МОК Хуана Антонио Самаранча. Титул «Европейского музея года» он получил в 1995-м. Он насчитывает более 10 тысяч экспонатов и является самым крупным спортивным олимпийским музеем в мире. Для посетителей здесь предусмотрена масса технологических инноваций – для реализации проекта были установлены 27 ЖК-экранов, в центре музея возвышается видеостена 1800, где можно увидеть известных спортсменов, легендарные моменты Олимпийских игр и даже видео с откровениями Мохаммеда Али и нашего земляка Александра Попова. И именно здесь горит вечный Олимпийский огонь.

Музей «Титаника» в Белфасте

Фото: Titanic belfast museum 

Музей и памятник морского наследия Белфаста на месте бывшей верфи Харланд энд Вольф открыт 1 апреля 2012 года. Здесь можно во всех подробностях узнать историю о легендарном «Титанике», затонувшем в своём первом рейсе в 1912 году, а также о его братьях – кораблях «Олимпик» и «Британик». Угловатая форма здания площадью более 12 тысяч квадратных метров напоминает форму носов этих кораблей. Возвышающиеся на 90 футов имитации корпуса судна имеют ту же высоту, что и «Титаник» от киля до мостика, а само здание может одновременно вместить более 3547 посетителей (столько человек было на самом корабле).

Экспозиция состоит из девяти отдельных галерей, пройдя через которые этаж за этажом, можно ознакомиться с кораблём, от машинного отделения до капитанского мостика. Во время своего визита в музей режиссёр «Титаника» Джеймс Кэмерон сказал: «Это по-настоящему феноменально, это крупнейшая в мире экспозиция, посвящённая «Титанику». Награду музей получил в 2015 году.

Музей истории польских евреев «Полин» в Варшаве

Фото: M.Starowieyska_d.Golik / polin museum  

Музей открыт в 2013 году на территории бывшего Варшавского гетто. В здании музея, дизайне, в экспозиции – оригинальные решения финского зодчего Райнера Махламяки. Музей «рассекает» гигантская трещина-пещера – это вестибюль. Вход в неё – это вход в музей, напротив – окно во всю стену фасада. Трещина сужается кверху, но не зарастает, оставляя извилину света, рассекающую крышу. Основная экспозиция площадью 4 тысячи квадратных метров состоит из восьми галерей, посвящённых тысячелетней истории еврейской общины Польши, которая была практически полностью уничтожена во время Холокоста. Лауреатом премии музей стал в 2016 году, именно там пройдёт следующая церемония награждения.

Поздравляем!

Врио губернатора Свердловской области Евгений Куйвашев поздравил коллектив Ельцин Центра с впечатляющим успехом. В телеграмме на имя директора музея первого Президента России Бориса Ельцина Дины Сорокиной говорится:

«Поздравляю вас, ваших коллег, весь коллектив музея Ельцин Центра с престижной профессиональной наградой. Ельцин Центр отмечен призом Кеннета Хадсона, основателя премии «Европейский музей года». Впервые российский музей вошёл в число лауреатов премии. Эта награда свидетельствует о несомненных успехах Ельцин Центра в укреплении общественной роли музеев, успешности работы с самыми разными аудиториями, выстраивании современных коммуникативных связей».

  • Опубликовано в №81 от 11.05.2017 под заголовком «Первый в Европе»
Областная газета Свердловской области