Большое кино не о Большом

Балерина Маргарита Симонова одновременно и в роли Юли Ольшанской, и в образе Одетты. Фото:    Кадр из фильма «большой», реж. Валерий Тодоровский

Балерина Маргарита Симонова одновременно и в роли Юли Ольшанской, и в образе Одетты. Фото: Кадр из фильма «большой», реж. Валерий Тодоровский

Корреспонденты «ОГ» одними из первых побывали на премьере «Большого». Долгожданная картина об изнанке русского балета получилась неоднозначной, но оттого не менее зрелищной.

Большие ожидания

За последнее время в России сняли сразу три крупных фильма о балете. Первый — Анны Матисон «После тебя» в главной роли с Сергеем Безруковым, второй — уже скандально известная «Матильда» о балерине Кшесинской Учителя, которая ещё только готовится к прокату, и, наконец, фильм Тодоровского. Та же история с российским кино о космосе — в этом году даже пришлось развести две картины на полгода в прокате, чтобы не перенасытить зрителя. Наши кинематографисты решили вспомнить о том, чем наша страна должна гордиться, где мы были и в некоторой степени остаёмся впереди планеты всей.

А русский балет — завораживающее словосочетание, которое, по сей день заставляет иностранцев рукоплескать и ехать в Россию, чтобы увидеть его своими глазами в Большом. И именно закулисье Большого театра, овеянное интригами и скандалами, закулисье, в котором кровавые пуанты, бесконечное оттачивание грациозных движений, и, конечно, борьба за главные партии. Вот что ожидает увидеть зритель, собираясь смотреть картину Валерия Тодоровского.

Всё это дано в «Большом» лишь пунктиром. Режиссёр же делает ставку на историю о гадком утёнке из маленького провинциального городка — девочке, которая должна вырваться из его оков и уже в столице под мерцающим светом софитов превратиться в лебедя.

Романист балета

Валерий Тодоровский (наверное, это гены) снимает кино очень ёмко и плотно. Уже не в первый раз кинокритики и зрители соотносят его фильмы с романным повествованием — большие, содержательные, многослойные. Не исключение и «Большой». И если вас попросят с ходу пересказать сюжет фильма — это будет трудно, так как их в нём сразу несколько, и до конца вообще-то не понятно, какой из них главный. Главная героиня — Юля Ольшанская — девочка из Шахтёрска, при помощи бывшего (а ныне беспробудно пьющего) солиста Большого (Александр Домогаров) попадает в столичное балетное училище, где властвует пожилая балерина Галина Белецкая, в прекрасном исполнении Алисы Фрейндлих. Дальше фильм развивается по законам жанрового кино: сложное обучение, неурядицы, тревоги.

Нужно ли смотреть картину профессионалам и тем, кто насмотрен в балете? Да. Во-первых, хотя бы потому, что в главных ролях — не драматические актрисы (как Натали Портмани Мила Кунис в «Чёрном лебеде» у Аранофски). Это настоящие балерины — прима Варшавского театра оперы и балета Маргарита Симонова, которая идеально подошла на роль бунтарки из провинции, и Анна Исаева, выпускница Московской академии хореографии, сыгравшая подающую надежду танцовщицу из богатой семьи. Обе — дебютантки в кино. И тут хвала режиссёру, который разглядел в них актрис и сумел раскрыть.

А, во-вторых, Тодоровского как романиста интересует всё до мельчайших деталей, и от них он явно получает удовольствие, которое невольно передаётся зрителям. Слух ласкают французские танцевальные термины, взгляд — изящные изгибы тел молодых балерин. Балет у него — это действительно целая жизнь со своими законами, правилами, сленгом. И в передаче этого мира режиссёру удалось избежать главного — наигранности и фальши.

Прожевать непросто

…Но не удалось до конца уйти от стереотипов. Они не столько театральные, сколько общероссийские. Родина главной героини — провинциальный Шахтёрск — показан слишком черно: тут вам и отец алкоголик, и задержки зарплат, и дискотека под «Руки вверх», и стриптиз-бар с немолодыми работницами. С другой стороны — столица, ломающая жизни и судьбы. «Кому ты нужен здесь? Тут таких, как ты», — доносит Юля своему брату, который захотел переехать в Москву. Да и кульминация фильма, так же как и балет, близка русской душе. Ольшанская жертвует своей карьерой ради помощи близким. Тут уже невольно на ум приходит Достоевский.

Все эти сюжетные линии превращают «Большой» в многослойный пирог, который легко откусить, но непросто прожевать. Тодоровский не настаивает ни на одной из них. В конечном счёте всё сводится к общему знаменателю и предсказуемому хеппи-энду, но вопросы остаются. Возможно, дело в том, что это первый полнометражный фильм Тодоровского без малого за 9 лет. До этого он был сконцентрирован на сериалах — снял «Оттепель», успешно продюссировал другие проекты. Наверное, поэтому и «Большой» хочется поделить на две, а то и три серии — картина явно затянута. Балетной лёгкости ей явно не достаёт. Впрочем, всё как в реальной жизни.

Интересные факты:

  • Музыку для фильма написали композиторы Павел Карманови Анна Друбич, дочь известного режиссёра Сергея Соловьёва и актрисы Татьяны Друбич
  • В фильме снимается звезда французского балета Николя Ле Риш. Его роль Тодоровский также предлагал Михаилу Барышникову. Артист сценарий не отверг, но на съёмки в Россию ехать отказался
  • Опубликовано в №82 от 12.05.2017 
Областная газета Свердловской области