Прикоснуться к прекрасному: выставка картин для слабовидящих

  Анна Кукарцева
Повышенное внимание привлекает картина «Прачка» Паскуале Челомми. Фото: Александр Зайцев

Повышенное внимание привлекает картина «Прачка» Паскуале Челомми. Фото: Александр Зайцев

В Екатеринбурге в музее изобразительных искусств на Воеводина, 5, открылась выставка «Видеть невидимое», на которой представлены уникальные произведения — тактильные картины. Люди с нарушением зрения в прямом смысле слова могут прикоснуться к прекрасному. 7 шедевров европейской живописи в качестве рельефных репродукций удивят любого: даже посетители без нарушений зрения, надев специальные очки и включив аудиогид, могут погрузиться в мир чувственного восприятия, далёкий от привычного понимания.

Сцена из спектакля Театра Наций  «Прикасаемые»

Сцена из спектакля Театра Наций  «Прикасаемые». Фото: Александр Зайцев

Вместо привычной официальной части на торжественном открытии перед нами разыгрывается спектакль «Прикасаемые». Несколько историй из той жизни, которая так часто проходит мимо нас. Жизнь в полной темноте, в холодной тишине, особенные проблемы и особенные люди. Актёры знаменитого Театра наций готовят обычного человека к пониманию того, как «видят» мир незрячие люди. Но разве к этому подготовишься?

выставка картин для слабовидящих «Видеть невидимое»

Рельефные картины на этой выставке можно и нужно трогать. Фото: Александр Зайцев

Лёгким движением руки с необычных картин снимается ткань и обнажаются шедевры коллекции.

Эти рельефные копии известных холстов появились благодаря сложной инновационной технологии, разработанной в испанском городе Бильбао студией Durero. Уникальный процесс 3D-печати под названием Didú основан на использовании химических чернил, застывающих после печати. Получается прочный полимер, который и образует объёмное изображение. Фотографию исходного полотна обрабатывают специальным образом, подбирая нужную текстуру для передачи изображения, чтобы даже одежда персонажа воспринималась именно как ткань.

выставка картин для слепых «Видеть невидимое»

Информация по каждой картине набрана шрифтом Брайля. Фото: Александр Зайцев

— На создание одной работы уходит полтора месяца, — рассказала «ОГ» куратор выставки Римма Садыкова. — Между каждым этапом для консультации привлекается незрячий человек. Он картину ощупывает, изучает и комментирует, насколько она понятна. Несмотря на то, что работу будут трогать, её долговечность не пострадает, так как материал, из которого она сделана, очень прочный.

Сотрудники ГМИИ им. А.С. Пушкина отобрали для проекта самые значимые полотна, которые знакомят гостей выставки с историей европейской живописи, начиная с Возрождения и заканчивая Новейшим временем — от Боттичелли до Пикассо. Отчасти выбор обусловлен тем, что не все сюжеты могут быть понятны незрячему человеку. Тактильному восприятию может помешать большое количество деталей.

выставка «Видеть невидимое»

Зрячие люди с рельефными копиями полотен знакомятся в специальных непрозрачных очках. Фото: Александр Зайцев

— «А, ты ревнуешь?» Поля Гогена людям с нарушением зрения нравится больше других работ, — продолжает Римма Садыкова. — Объясняется это тем, что она композиционно построена на понятном незрячему языке. Две женские фигуры, изображённые в центре, легко считываются, поэтому картина вызывает особый интерес.

Заметно, что люди с нарушением зрения прикасаются к рельефам по-особенному. Они полностью отдаются процессу, улыбаются, наслаждаются. Каждая картина сопровождается табличкой с кратким описанием, набранным шрифтом Брайля, это помогает им понять суть. А дополняют тактильные ощущения аудиогиды, озвученные Евгением Мироновым.

выставка «Видеть невидимое»

Фото: Александр Зайцев

Организаторы заверили, что рельефные копии будут интересны не только для людей с проблемами зрения, поэтому каждый на открытии попытался прикоснуться к этому искусству.

Я тоже надела непрозрачные очки, начала «осматривать» «Благовещение» Боттичелли. Картина будто поделена на две части, кажется, что слева и справа два человека, остальное — непонятно. Знакомлюсь с работой «Мадонна с младенцем» Лукаса Кранаха Старшегои… не разбираю ничего. Не угадала я и Пикассо. Лишь полотно «А, ты ревнуешь?» Поля Гогена — на ощупь очень приятное, с красивыми изгибами, но как я ни старалась собрать детали рельефа в один сюжет, увы, не получилось.

Может быть, у кого-то получится открыть для себя копию «Прачки» Паскуале Челомми, адаптированную к восприятию незрячих. Это произведение было выбрано из коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств и останется в нашем городе и после окончания выставки.

  • Опубликовано в №121 от 7.07.2017 
Областная газета Свердловской области