Фотографию придумали художники, которым не хотелось рисовать

  Базалиева Линария
Евгения Бирюкова можно назвать профессиональным фотолюбителем - он говорит, что никогда не снимал ради коммерции. Фото: Павел Ворожцов

Евгения Бирюкова можно назвать профессиональным фотолюбителем - он говорит, что никогда не снимал ради коммерции. Фото: Павел Ворожцов

Сегодня отмечается всемирный День фотографа, причём не только профессионалов, а всех, кто любит запечатлевать мгновения при помощи различных устройств, включая камеры мобильных телефонов. Накануне гостем «ОГ» стал известный екатеринбургский фотограф и историк фотографии, один из основателей знаменитого музея «Дом Метенкова» Евгений БИРЮКОВ.

— Евгений Михайлович, изображение, которое с некоторым допущением можно считать первой фотографией — лик Христа на платке святой Вероники — это всё-таки чудо. Сегодня, когда даже «мыльница» ни к чему, а снимать можно почти любым мобильным телефоном, чудо осталось?

— Для меня — да. Хотя я и инженер по образованию и прекрасно знаю всю технологию процесса, всё равно я убеждён, что какая-то магия в этом процессе есть. Люди ведь давно мечтали о чём-то подобном. «Свет мой, зеркальце, скажи» — это ведь тоже отчасти о том же явлении. А материализовали эти мечты… художники, которым не хотелось долго и кропотливо рисовать. Автор картины «Явление Христа народу» откровенно писал, что без «камеры обскуры» он бы не смог сделать столько эскизов, которые были необходимы. Эксперименты с различными устройствами и привели в конце концов к изобретению современной фотографии.

— Но ведь какой парадокс — развитие технологий должно вести к прогрессу, а совершенствование фототехники сделало этот некогда действительно таинственный, подвластный избранным процесс общедоступным, массовым, отчего невольно пострадало качество.

— Не соглашусь с вами. Доступность фотографии — это очень хорошо. И живопись, и фотография — это ремесло, и лишь немногие достигают уровня, когда можно назвать искусством.

— С появлением «селфи-палки» стремительными темпами умирает качественный фотопортрет. Если раньше многие люди хотя бы изредка заглядывали в фотосалоны, то сейчас вокруг сплошные «селфи» с перекошенными лицами.

— Массовое фотолюбительство началось задолго до мобильных телефонов с камерами. Толчком к нему стало появление фирмы «Кодак» — которая претворила в жизнь лозунг «Вы только снимайте, а всё остальное сделаем мы». Фотография стала прекрасным и доступным способом препровождения времени. И это огромный плюс.

— Вы были инициатором спасения предназначавшегося под снос здания, ныне известного как «Дом Метенкова», стояли у истоков созданного там музея. Насколько то, что получилось, соответствует тому, как вы себе это представляли тридцать лет назад?

— Там ведь планировалась автостоянка, и, честно говоря, она в том месте совсем не помешала бы. Но очень важно, что дом удалось сохранить. Нам повезло, что мы заручились поддержкой академика Вонсовского — тогдашнего руководителя Уральского научного центра Академии наук СССР, которому принадлежало здание. К сожалению, сейчас выставки в «Доме Метенкова» чаще дизайнерские, чем фотографические. И ещё — допустим, договорились с каким-то российским или зарубежным автором о выставке, он присылает в музей электронные файлы, которые здесь печатаются. Но ведь автор обязательно должен контролировать печать.

— Из наших современников кого через сто лет будут вспоминать как главного фотолетописца, как сейчас мы говорим о Метенкове?

— Я думаю, что Николая Рундквиста. Слава богу, он издаёт много своих работ.

— Вы рассказывали о своих планах сделать выставку из своих самых ранних работ. Удалось?

— К сожалению, пока нет, но я по-прежнему надеюсь это когда-нибудь сделать. А ещё у меня есть альбом «История фотографии на Урале», который должен был выйти в Средне-Уральском книжном издательстве ещё в 1989 году. Был готов макет, мне даже аванс заплатили, но в последний момент из планов исключили — по линии обкома КПСС пришло указание срочно издать книгу о метро. Мой альбом отложили сначала на год, а потом ещё… а сейчас говорят, что она будет слишком дорогая и продавать её будет невозможно.

  • Опубликовано в №124 от 12.07.2017
Областная газета Свердловской области