Культура 17 июля 2017, 20:46

«Город, которого нет…»

Анна Кукарцева
У посетителей есть возможно сравнить современный Екатеринбург, с городом, которого уже почти нет... Фото: Павел Ворожцов

У посетителей есть возможно сравнить современный Екатеринбург, с городом, которого уже почти нет... Фото: Павел Ворожцов

Сюжет

Выставки Екатеринбурга и Свердловской области
Рассказываем о выставках, которые нельзя пропустить.



Сегодня в Доме Поклевских-Козелл открылась выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения известного уральского художника Бориса Семёнова. Его называют «мастером акварели» и до сих пор пытаются разгадать, как достигалось это «неповторимое чувство семёновского нюанса». А вдохновение Борис Семёнов черпал в городе, который стал для него почти родным.

«Свердловск». Перспектива ул. Ленина, вид на дом Севастьянова, акварель. Борис Семёнов

«Свердловск». Перспектива ул. Ленина, вид на дом Севастьянова, акварель. Борис Семёнов

Будущий художник Борис Семёнов родился в год революции в Петрограде. Он воспитывался в творческой среде, учился в Ленинградском художественном училище, где до революции преподавали такие мастера как Крамской, Чистяков, Билибин — основатели школы высокого культурного рисунка.

А в 1938 году по распределению Борис Семёнов попал в Свердловск, где как раз художественное образование позволило ему выжить. Он получал заказы на оформление городских праздников, делал портреты вождей. Интересная деталь — за это его называли «сухачом», поскольку такие портреты писались так называемой «сухой кистью». Но совсем не сухим, не тривиальным было его творчество за пределами агитационной работы. Настоящая отдушина для художника — пейзажи и городские виды Свердловска, который у него получался отнюдь не суровым и индустриальным, а лиричным, даже нежным, как и должно произведениям мастера акварели.

«Вечерний Свердловск». Вид на гостиницу Исеть, акварель. Борис Семенов

«Вечерний Свердловск». Вид на гостиницу Исеть, акварель. Борис Семенов   

— У Бориса Семёнова не было альтернативы — он писал и то, и это, — рассказывает «ОГ» куратор выставки Владимир Быкодоров. — Портреты членов политбюро — ради денег. Тогда это было востребовано, за это хорошо платили. А те акварели, что на нашей выставке — это для души. Индустриальный пейзаж был модным жанром в советские годы. В те годы было круто: налево посмотришь — завод, направо — завод, спереди и сзади тоже заводы, всё в трубах, и все трубы дымят. Это сейчас думают об экологии. А тогда думали: «Мы преобразовываем мир, создаём гигантские производства, на которых выплавляется гигантское количество меди и стали!» Людей изображали маленькими, главное — мощь заводов. Семёнов умел делать по-другому.

Владимир Быкодоров представляет выставку картин Бориса Семёнова в Доме Поклевских-Козелл

На этой акварели Борис Семёнов «вышел» за пределы Свердловска - перед нами вид Туринска. Фото: Павел Ворожцов

На выставке около тридцати картин. И на каждой — кусочек Свердловска: проспект Ленина и улица Вайнера, гостиница «Исеть» и площадь Парижской коммуны. Автор показывает нам город «После дождя» и в «Весенний день», яркие красные трамваи, здания в лучах солнца. Но кроме городских пейзажей мы видим людей: крановщицу на своём рабочем месте, в каске и платке, а рядом висит маленькое зеркальце — на заводе тоже нужно быть красивой. Вот перед нами актриса «После премьеры» — закинув ногу на ногу, смотрит в никуда. Эти работы будто пропитаны духом эпохи, в них много света.

Акварель «После премьеры». Борис Семенов

Акварель «После премьеры» погружает зрителей в задумчивое, почти поэтическое настроение. Фото: Павел Ворожцов

В 70–80-е Семёнов входил в бригаду художников Уралмашзавода. Там они писали портреты ударников, виды цехов. Это тоже был госзаказ. Советское искусство делало на этом акцент, но и эти работы, на удивление, получились душевными, теперь у некоторых они вызовут чувство ностальгии.

Акварель «Маленькая хозяйка большого цеха»- на ней изображена крановщица Уралмашзавода. Борис Семёнов,1974 год.

— Акварель очень нежная, тонкая техника, она хороша тем, что может передать оттенки настроения. Нюанс — тонкий оттенок. Борису Семёнову невероятно удавалось это передать, — отмечает искусствовед Ирина Ризнычок. — Его пейзажи очень лиричные, и для сегодняшнего зрителя интересны тем, что это в основном виды Свердловска 50-х, 60-х, 70-х годов. Это тот город, которого уже почти нет: всё перестроено, и улицы не узнать. Такой «Свердловск во времени» можно увидеть, пожалуй, только в кинофильмах.

Выставка картин Бориса Семенова

Возле пейзажей Свердловска того времени те, кто жил тогда, могут стоять подолгу. Фото: Павел Ворожцов

  • Опубликовано в №128 от 18.07.2017 
Нашли опечатку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter.
Областная газета Свердловской области

РЕКЛАМА