«Дюнкерк»: кино без героя

В массовых сценах фильма участвовали  1500 (!) статистов. Также во избежание использования компьютерной графики отдел реквизита заготовил картонные контуры солдат, которые помещались  как можно дальше от камеры. Кадр из фильма «Дюнкерк» реж. К.Нолан

В массовых сценах фильма участвовали 1500 (!) статистов. Также во избежание использования компьютерной графики отдел реквизита заготовил картонные контуры солдат, которые помещались как можно дальше от камеры. Кадр из фильма «Дюнкерк» реж. К.Нолан

На большие экраны вышел фильм Кристофера Нолана «Дюнкерк». Режиссёр фильмов «Бэтмен», «Тёмный рыцарь», «Начало», «Интерстеллар» обратился к теме Второй мировой войны и снял картину о британских солдатах, оказавшихся в окружении в 1940 году. Эта лента стала поистине событием общемирового масштаба, поскольку так к изображению войны не подходил ещё никто, и Нолан смог снять нетипичное военное кино, которое, скорее всего, открывает гонку за «Оскаром».

Фильм основан на реальных событиях, которые произошли в мае 1940 года. Немецкие войска вошли во Францию и теснят противников к Ла-Маншу. Около 400 000 английских, бельгийских и французских солдат оказались блокированы в городе Дюнкерк. Пойманные в ловушку на пляже, они имеют только один шанс на спасение — эвакуацию через пролив. Но с каждым часом тиски противника сжимаются всё сильнее, и надежда на спасение тает. Немцы убивают солдат в городе, самолёты беспрерывно бомбят пляж, а подлодки топят полные корабли людей. Остаётся надеяться только на чудо.

Избавимся от клише

Не секрет, что от каждой темы, от каждого нового фильма известного режиссёра мы ждём чего-то определённого. От американской военной картины — пафоса, бесконечных спецэффектов и наигранного героизма. От режиссёра Нолана — его коронных приёмов: нелинейного повествования, нераскрытых до конца тайн, сложного, закрученного сюжета. В «Дюнкерке» этого нет. С самого начала режиссёр и его верная команда целенаправленно нарушают каноны. Здесь нет умопомрачительных спецэффектов, любовной линии, томительного ожидания финальной битвы и вычурного героизма. Нет сложного сюжета и загадок. Нет, по сути, даже главного действующего лица.

Есть 400 000 простых солдат в одинаковых серых шинелях. Кто они? За весь фильм мы так и не узнаем биографию ни одного из них. У большинства мы не узнаем даже имён. У нас не будет времени проникнуться к кому-то симпатией, понять, хороший это человек или нет. Все хотят одного — уплыть из Дюнкерка. Их глаза пусты, потому что они буквально сошли с ума от бесконечных обстрелов и бомбёжек. Ими движет страх и главный инстинкт человека — самосохранение. «Это сидит в твоих кишках», — замечает один из солдат. Кораблей на всех не хватит, и остаётся ждать помощи британцев, которые на своих лодках и яхтах мчатся через пролив помочь солдатам. Мчатся, чтобы сотворить чудо.

Форма важнее содержания

Впрочем, для Нолана в данной ситуации важнее форма, нежели содержание. Ему необходимо погрузить нас в атмосферу того, что было в Дюнкерке с этими людьми. Здесь почти нет крови, раскуроченной техники, изуродованных тел. Но теснота заполненного водой трюма с ещё живыми людьми, почерневшее от нефти лицо и прилив, который выносит на берег мёртвых солдат — берёт за живое ничем не хуже «усилителей» драматизма.

Всё это позволяет ощутить на себе без преувеличения гениальная работа оператора Хойте Ван Хойтема (с Ноланом он уже снял «Интерстеллар»). Динамика, дрожащая камера, которая бежит и падает вместе с солдатами, поднимается вместе с самолётами в воздух, горит в огне и опускается на дно — заставляет почувствовать бесконечный ужас войны. В какой-то момент ты инстинктивно сжимаешь руки или вздрагиваешь. Параллельно с этим звучит музыка Ханса Циммера, которая задаёт ритм и добавляет тревожности. Почти в каждом музыкальном отрывке мы слышим тиканье часов — это тают бесценные секунды жизни.

Человек и судьба

«Дюнкерк» — это холодное мужское кино. Оно лишено человечности, но лишь потому, что и убийство, и война по природе своей — преступление против человеческой природы. Также здесь нет героев. Ни один человек не совершает тут большой подвиг. Даже когда у лётчика в небе заканчивается горючее, он не направляет свой самолёт на врага. Он хочет приземлиться и выжить, а солдаты не бегут сломя голову в осаждённый город. Да, бегство с поля боя может показаться позорным, но что ценнее человеческой жизни? По сути, «Дюнкерк» — это человек и судьба, от которой нельзя уйти.

Однако Нолан всё же видит героизм в этой ситуации. Он здесь, в народе, который не бросил умирать своих солдат. Он в людях, которые на маленьких лодках под градом бомб помчались загружать свои судёнышки испуганными юнцами. Все они борются не только с природной стихией, но со стихией войны. Их подвиг в том, что они выжили.

  • Опубликовано в №132 от 22.07.2017
Областная газета Свердловской области