Екатеринбургский творческий союз приглашает на традиционный осенний вернисаж

Владимир Смелков. «Адам и Ева из деревни Глухово».

Владимир Смелков. «Адам и Ева из деревни Глухово».

Около ста работ выставлены в двух залах Дома художника. По давней традиции весной здесь устраивается коллективная выставка графики, осенью — живописи и скульптуры. Обе являются своеобразным творческим отчётом коллег по цеху.

Очень представительная экспозиция — больше шестидесяти достаточно известных не только внутри цеха фамилий — Нина Костина, Светлана Тарасова, Владимир Бушуев, Мирза Мамедов, Игорь Симонов, Алексей Ефремов, Людмила Сгибнева. Есть немного молодёжи, и отнюдь не робкой. Считается, что здесь представляют свои «осенние» работы — свежие посвящения этому весьма спорному (с точки зрения настроения) времени года, итоги летних пленэров, оформившиеся к октябрю в разножанровые живописные заметки.

Неудивительно, что самый популярный (он же — самый продаваемый) жанр вернисажа — пейзаж: угловато-суровые скалы над Чусовой, залитые солнцем опушки, печальные осколки старинных городов и агрессивно рвущийся ввысь мегаполис, патриархальные ростовские купола и глухие лесистые заводи. Портреты — редки, в основном пасторальные изображения детей, бесчисленные цветочные композиции, главные герои которых подсолнух и ромашки, но есть маки, хризантемы, сухоцветы. Корзины и россыпи ягод, лукошки грибов. Благодать, умиление, упоение. Но отчего-то особых чувств это уже не вызывает. Очарованием очей всё и заканчивается. К профессионализму исполнения каждой работы в отдельности и всей экспозиции в целом претензий нет. Но нет и многого другого. Душа довольствуется унылостью и однообразием.

Немногие яркие пятна, выбивающиеся из общей «старосветскопомещичьей» умиротворённости, — работы Киры Масумовой, Анны Метелёвой, совсем молодого художника Кирилла Бородина, пару лет назад открытого Екатеринбургской галереей современного искусства, маститых Геннадия Шаройкина и Владимира Смелкова.

Впрочем, последние просто не изменяют своей манере письма — сочной, чуть эпатажной, добавляя в монотонную гамму экспозиции юмор и энергию.

Дальше изобразительного момента общение с искусством не идёт. Ощущение, что у художников то ли творческая апатия, вызванная объективными обстоятельствами, то ли сбилось дыхание времени. Состоят ли они в диалоге с той жизнью, что бьётся за окном? Или окна занавешены, или в диалоге повисла пауза.

Областная газета Свердловской области