Учиться графике

Юрий Яковенко. «Осень-Вода» (2007). Фото: союз художников России

Юрий Яковенко. «Осень-Вода» (2007). Фото: союз художников России

В среду в екатеринбургском Доме художника в рамках III Всероссийского фестиваля «Урал-Графо» открывается сразу две экспозиции: «Мастера офорта», представляющая творчество художников, работающих в техниках печатной графики, а также персональная выставка народного художника Российской Федерации, графика Александра Муравьёва.

В основном зале выставлены новые картины Александра Муравьёва — признанного российского графика, лауреата международных конкурсов, члена-корреспондента Российской академии художеств, а некогда участника знаменитой творческой дачи «Челюскинская». Работает он в основном простым карандашом. И вроде бы всё так просто — чёрные линии на белой бумаге — но оторвать взгляд от работ непросто. Хочется подойти, присмотреться.

— Смотришь на работы и чувствуешь какую-то лёгкость, — рассказывает председатель Свердловского отделения СХР Сергей Айнутдинов. — Словно оказался в облаках. Он использует простой карандаш, но при этом его картины невероятной сложности. Муравьёв предоставил нам работы, в которых обращается к библейской тематике. Но он отказывается просто от иллюстративности, каждая картина — свой самостоятельный сюжет, наполненный глубоким смыслом. Этот художник даёт нам пищу для размышлений. Смотришь на работы графика столь высоко уровня и сам чему-то учишься.

Александр Муравьёв. «Плач Иеремии о Иерусалиме» (2013)

Александр Муравьёв. «Плач Иеремии о Иерусалиме» (2013). Фото: Союз художников России

В работах Муравьёва важны детали. Выразительный жест пророка Исайи, глаза Иуды, робкий взгляд Лота.

Художник лишает известные сюжеты каноничности, но при этом предлагает переосмыслить каждую сцену, а вместе с тем, пожалуй, человеческие поступки, пороки и слабости.

Из зала, где много белого цвета и лёгкости, переходишь в другой — к экспозиции «Мастера офорта». Тут представлены небольшие графические миниатюры, экслибрисы от самых, наверное, маститых графиков XXI века — Иржи Бразды (Чехия), Ву Бина (Китай), Владимира Зуева (Россия) и Юрия Яковенко (Беларусь). Все они из частного собрания тагильского художника Владимира Зуева. Картины выполнены в сложнейших техниках — офорт, травлёный штрих, сухая игла.

Владимир Зуев. «Фрида Кало и Диего Ривера» (2016)

Владимир Зуев. «Фрида Кало и Диего Ривера» (2016). Фото: Союз художников России

— Это срез современной графики, — пояснила искусствовед Галина Шарко. — У каждого из художников множество серьёзных международных наград. На первый взгляд такие работы сложны для восприятия, но понимать графику нужно учиться — рассматривать сюжеты, видеть отсылки к разных историческим событиям. К примеру, Иржи Бразда говорит о человеческих отношениях: он рассматривает противоречивость женской натуры, столкновение с мужским миром через мифологию. Владимир Зуев обращается к вехам мировой художественной культуры. На картинах можно разглядеть образы Пабло Пикассо или Фриды Кало.

К слову, Ву Бин берёт за основу реальное произведение — исторический роман «Цветы сливы в золотой вазе, или Цзинь, Пин, Мэй» (XII век). Это классические работы, отсылающие к гравюрам XVI века. Перед нами сатира на человеческие отношения того времени. Пожалуй, самые сложные по технике работы у Юрия Яковенко. Художник с высочайшим уровнем мастерства высказывается через призму философии и эзотерики.

Выставки продлятся до 22 декабря.

  • Опубликовано в №217 от 22.11.2017 
Областная газета Свердловской области