Фестиваль современного танца «На грани» показал, как станцевать произведение Достоевского

  Ксения Кузнецова
В спектакле «Кафе Идиот» эмоции передаются через образы: парящая ткань — невинность, а красный цвет — транслятор нервного состояния. Фото: Алексей Кунилов

В спектакле «Кафе Идиот» эмоции передаются через образы: парящая ткань — невинность, а красный цвет — транслятор нервного состояния. Фото: Алексей Кунилов

В Екатеринбурге завершился VIII международный фестиваль современного танца «На грани». Всего за неделю перед жителями уральской столицы выступили 24 танцевальных коллектива — от Екатеринбурга до Италии. Корреспондент «ОГ» посетил фестиваль и подвёл его итоги.

Большой интерес на фестивале представляли десять премьерных спектаклей. Самый яркий — «Кафе Идиот» — совместная работа театра «Балет Москва» и хореографа Александра Пепеляева, одного из самых ярких представителей современного танца и пионера русского перформанса. Постановка открывала «На грани», она привлекла внимание яркой зрелищной формой и очертила главную тему фестиваля: осмысление литературы.

«Кафе Идиот» – лауреат Российской Национальной театральной премии «Золотая маска»-2016 в номинации «Современный танец/Лучший спектакль»

«Кафе Идиот» – лауреат Российской Национальной театральной премии «Золотая маска»-2016 в номинации «Современный танец/Лучший спектакль». Фото: Алексей Кунилов

«Кафе Идиот» — коллекция впечатлений постановщика от одноимённого романа Достоевского. Это произведение прочитать непросто, а тут его решили станцевать. Интерпретацию автора можно не понять, но, зная текст или просто имея представление о творчестве писателя, каждый найдёт что-то своё. Что важно, взаимодействие произойдёт не на словах — за время танца не произносится почти ничего. Узнавание состоится через визуальные состояния, транслируемые актёрами.

Спектакль Кафе Идиот

Через танец проясняются ситуации и взаимоотношения персонажей. Фото: Алексей Кунилов

Эмоции могут быть двойственными, на что Александр Пепеляев и сделал акцент. Актёр за время спектакля предстаёт и князем-эпилептиком, и купцом-смутьяном. Сложный психологический посыл Фёдора Михайловича помогает понять яркая визуальная форма: присутствие красного цвета как транслятор нервного состояния, парящая ткань над вентиляторами — образ невинности, интерактивная графика — отсылка к актуальности поиска себя во все времена.

Спектакль Кафе Идиот

В спектакле задействована современная часть труппы «Балета Москва». Фото: Алексей Кунилов

Всё это было в Екатеринбурге. Но автору этих строк довелось увидеть постановку в Москве. И разница есть. «Балет Москва» привёз на Урал несколько изменённую версию спектакля. В оригинальной версии на сцене должны присутствовать ярко-зелёные стены и красные двери, в которые постоянно заходят и выходят актёры, создавая уместное чувство напряжения и даже раздражения. Ограниченное пространство, инсценирующее одновременно и дом, и препятствие, усиливает драму борьбы героев друг с другом и с самими собой. Без этого антуража постановка лишается нервозного состояния.

Спектакль Кафе Идиот

«Кафе Идиот» отсылает зрителя к знаковому спектаклю «Кафе Мюллер» Пины Бауш. Фото: Алексей Кунилов

Вынужденное изменение сценографии объяснила арт-директор фестиваля Лариса Барыкина.

— К сожалению, у театра «Балет Москва» сгорел склад с декорациями, — пояснила она. — Поэтому спектакль какую-то часть своего внешнего визуального облика утратил, но я не думаю, что это было очень принципиально. Всё-таки основные свои позиции он сохранил.

Спектакль Кафе Идиот

«Кафе Идиот» - это попытка перевести роман Достоевского в современный контекст. Фото: Алексей Кунилов

Помимо «Кафе Идиот», на фестивале можно выделить «Миф» москвича Павла Глухова, где он разглядывает сюжеты античности сквозь ироничную призму самоощущения современных медийных персонажей. Из постановок нелитературных — «После вовлечённости» театра «Провинциальные танцы», который показал на фестивале очень сильную хореографию. В целом каждый постановщик спектакля через близкую для него форму современного танца так или иначе поднимал вопрос о грани человеческих возможностей.

Стоит отметить, что на фестивале не раздавались призы и не выбирались лучшие постановки. По словам арт-директора «На грани» Ларисы Барыкиной, придумывая концепцию фестиваля, она отказалась от конкурса, от соревнования, потому что, по её словам, распределение мест в искусстве — очень условно: у каждого свой вкус и свои ощущения.

— Поэтому наш фестиваль сделан для того, чтобы приезжающие участники, во-первых, получили встречу с заинтересованным зрителем, а не только побыли в своём кругу, — говорит Лариса Барыкина. — Во-вторых, чтобы они имели вдоволь профессионального общения. Поэтому встречи, мастер-классы, а главное – ежевечерние обсуждения спектаклей критиками. Насколько я знаю, на хореографических фестивалях это не принято. Но от участников я слышала, что они в этом очень заинтересованы, несмотря на подчас серьёзную критику, хореографы получают некий интеллектуальный импульс, информацию к размышлению.

Прямая речь

Лариса БАРЫКИНА, арт-директор фестиваля «На грани»:

— Подводя итог фестиваля, я как его автор не хотела бы оценивать качество. Это нескромно. Но мне кажется, что с этой задачей прекрасно справились зрители. Благодаря им у нас были заполненные залы, прошло несколько аншлаговых спектаклей, и к нам приехали люди из самых разных городов: Тюмени, Челябинска, Красноярска, Новосибирска, Москвы. Множество людей, заинтересованных современным танцем, — это показатель, не так ли?

Из восьми проведённых фестивалей «На грани» последний был самым масштабным и продолжительным. Если раньше фестивали шли по пять дней, то в этом году — неделю. Были задействованы много площадок: Театр музыкальной комедии, Театр юного зрителя, Театр кукол и Театр балета «Щелкунчик». В этот раз присоединился Камерный театр. Не только площадкой, но и специально для фестиваля поставленным спектаклем, за что ему отдельное спасибо. В общем, задействован весь город.

Составляя программу в этот раз, мне хотелось развеять известный стереотип, что современный танец — депрессивное, мрачное искусство. На фестивале оказались спектакли и светлые, и позитивные. Было даже много работ с юмором. Мне кажется, что в любом виде искусства, а в театре особенно, главный, кто в нём есть — это человек. И когда он уходит из спектакля, это печально. Я против дегуманизации. Мне не очень интересно, к примеру, просто развитие танцевальной лексики. Это важно, но это внутрицеховая проблема. Всё то, что выносится на сцену для зрителя, должно иметь какой-то внутренний месседж, то есть посыл. Пусть даже он будет сложный и неявный. Художник должен говорить о том, что у него болит. А если у него ничего не болит, и его ничто не волнует, то, может быть, и не ставить спектаклей вообще, а заниматься педагогической или лабораторной работой?

  • Опубликовано в №227 от 6.12.2017 под заголовком «Достоевского можно станцевать»
Областная газета Свердловской области