«NAUHAUS»: время заменить батарейки

В фильме зрители смогут услышать ранее не издававшиеся и не звучавшие публично песни Вячеслава Бутусова. Кадр из фильма «NAUHAUS». Режиссёр Олег Ракович

В фильме зрители смогут услышать ранее не издававшиеся и не звучавшие публично песни Вячеслава Бутусова. Кадр из фильма «NAUHAUS». Режиссёр Олег Ракович

В четверг в прокате в Екатеринбурге появился фильм «NAUHAUS» («Наухаус») уральского режиссёра Олега Раковича. Картина рассказывает о самом начале творческого пути группы «Наутилус Помпилиус» и её лидера, пожалуй, одного из самых узнаваемых лиц русского рока — Вячеслава Бутусова, когда он ещё был студентом Свердловского архитектурного института (САИ)…

Про Бутусова?

— Ты хоть поняла, о чём кино, — спрашивает режиссёр фильма Олег Ракович актрису Анастасию Афанасьеву — исполнительницу авторского текста. — Про Бутусова, — неуверенно отвечает девушка.

Действительно, с ходу ответить на вроде бы простой вопрос: а о чём кино — довольно трудно. Дело не в том, что мысль режиссёра чересчур туманна, а в том, что в полуторачасовой фильм умещается многое. Олег Ракович (учился в Архитектурном институте вместе с Вячеславом Бутусовым) делал фильм в течение шести лет: кропотливо собирал информацию, записывал видеоинтервью с массой людей, оцифровывал уникальные кино и фото. Накопленные за это время материалы даже успели стать частью других работ режиссёра, поэтому не удивляйтесь, если какие-то кадры покажутся вам знакомыми.

«Вячеслав Бутусов в архитектурном смысле» — так звучит слоган фильма. По сути, перед нами рассказ о том, как зарождались «Наутилус» и Бутусов как музыкант в недрах Архитектурного института. Конечно, сам факт известный, если не сказать избитый, что лидер «Нау» учился на архитектора, а затем чертил вестибюли станций Свердловского метрополитена. Но режиссёра интересует более глобальная история — Свердловский архитектурный институт как центр творческой силы Свердловска. «Фильм подробно воссоздаёт уникальную атмосферу творческой колыбели авторов «Гуд бай, Америки», «Скованных одной цепью» и многих других песен, вошедших в историю», — отмечает сам Ракович.

От 1947 года — до песен под одеялом

Фильм охватывает довольно большой хронологический период: от 1947-го — года создания кафедры архитектуры на строительном факультете УПИ, до конца 80-х годов, когда на пике популярности «Наутилус» покидает Дмитрий Умецкий. Конечно, главный акцент сделан на 80-е годы, когда в институте начали зарождаться музыкальные коллективы. Всё это подпитано воспоминаниями непосредственных участников событий. Их, кстати, довольно много: от профессоров института до главных героев свердловского рока — Умецкого, Комарова, Грахова, Могилевского, Самойлова, Белкина, Полевой, Пантыкинаи так далее. Режиссёры — Алексей Балабанов и Владимир Хотиненко.Последний, кстати, и сам выпускник САИ.

Конечно, больше всего в фильме монологов самого Бутусова, записанных в разное время. Отчасти они напоминают исповедь: от конкретных воспоминаний музыкант постепенно переходит к серьёзным философским вещам.

— Моё творчество — это единственное место, в котором я себя чувствую собственником. И не потому, что кто-то на него претендует, а потому что там больше никого нет, — заключает Бутусов.

Другие тоже рассказывают массу интересных деталей. К примеру, звукорежиссёр «Нау» Алексей Макароввспомнил историю, как Бутусову приходилось на записи первых треков петь… под одеялом, поскольку в этой же комнате играли музыканты, а на записи не должно быть слышно шума.

Гораздо важнее другое. В то время был невероятный творческий взрыв, который вырвался из стен САИ и забил ключом уже в свердловском рок-клубе. Творческие ребята, которые вышли из стен института, стали первооткрывателями, пионерами музыки своего времени. Хотя сказать сейчас о том, что песни группы устарели — язык не поворачивается.

Музыка будет вечной

«Наутилусу Помпилиусу» в этом году исполнилось 35 лет. Прежней группы уже давно нет, как нет свердловского рок-клуба, самого Свердловска, некоторых участников тех событий. «Наухаус» — ещё одна попытка оставить в памяти какие-то моменты, узнать что-то новое, попытаться разобраться в феномене того времени.

Вдвойне приятно, что режиссёр нашёл для всего этого весьма интересный период и подход. «Эта музыка будет вечной, если я заменю батарейки», — пел когда-то Бутусов. Что, по сути, и сделал режиссёр картины, сумев найти новый поворот, чтобы ещё раз рассказать историю легендарной группы свердловского рок-клуба.

Комментарий

Олег РАКОВИЧ, режиссёр фильма «NAUHAUS»:

— Фильм я делал шесть лет и долго его монтировал — шесть месяцев. Но это не основная моя работа, это хобби. Бутусов поначалу как-то в штыки воспринял эту затею. Было какое-то неприятие, он спрашивал: «Зачем это всё? Не надо». Он человек очень самодостаточный, ему этого ничего не нужно. Но когда он увидел, что склеивается интересный проект и он в нём главный герой — согласился. Мог быть и Хотиненко, и Виктор Комаров, но со Славой больше интересного материала.

Мне важно было рассказать про этот период, потому что потом у «Наутилуса» начался период шоу-бизнеса. Ничего интересного там нет. Творчества там — минимум. Скорее, адаптация к мельнице 90-х годов. Каждый в этом фильме увидит своё. Кто-то — Свердловск, кто-то — биографию человека, кто-то ещё что-нибудь. Так и должно быть. Ролан Быков говорил: «Кино — это как слоёный пирог. Каждый выберет свой слой».

  • Опубликовано в №234 от 15.12.2017 
Областная газета Свердловской области