Культура 28 декабря 2017, 19:51

«Легенда» о баскетболе

Корреспондент «ОГ» побывал вчера на премьере фильма «Движение вверх», посвящённого победе мужской сборной СССР по баскетболу над командой США в финале Олимпиады 1972 года. Кадр из вильма "Движение вверх"

Корреспондент «ОГ» побывал вчера на премьере фильма «Движение вверх», посвящённого победе мужской сборной СССР по баскетболу над командой США в финале Олимпиады 1972 года. Кадр из вильма "Движение вверх"

В четверг состоялась премьера фильма «Движение вверх» (режиссёр Антон Мегердичев), посвящённого одному из самых драматических эпизодов не только советского, но и мирового спорта — победе мужской олимпийской сборной Советского Союза по баскетболу в финале мюнхенской Олимпиады в 1972 году.

Разговоры о том, как всё было на самом деле, вспыхивают всякий раз, когда на экраны выходит фильм, основанный на реальных событиях. А поскольку с новыми сюжетами у современных сценаристов туговато, то появляются они довольно регулярно. Создатели фильма «Движение вверх» расхожую формулировку подкорректировали — в титрах указано «фильм основан на реальном событии». В единственном, а не множественном числе. Насколько я понимаю, имелось в виду то, что события золотого финального матча на Олимпиаде 1972 года переданы со скрупулёзной точностью. Что же касается всего остального… то тут сценарист и режиссёр дали волю фантазии на полную мощность. Так что лучше и не пытаться сравнивать фильм с реальными событиями. Замечу лишь, что капитан сборной СССР Модестас Паулаускас вовсе не был антисоветчиком, мечтавшим сбежать из СССР. И смертельную болезнь у Александра Белова обнаружили значительно позже. А тренировки на батуте — это какой-то уж совсем смелый домысел на грани вымысла. Но и авторов фильма можно понять — кино существует по своим правилам. В картине, претендующей на посещаемость гораздо большую, чем баскетбольные матчи, должны быть и другие привлекающие интерес сюжетные линии.

В то же время, на мой взгляд, авторы фильма не перешли грани приличия. Даже знаменитый эпизод на таможне показан с изрядной долей юмора. И в тоже время благодаря этому эпизоду, возможно, пореже будет звучать миф о том, что в Советском Союзе спортсмены были бессребрениками, ставящими рекорды исключительно ради Родины и её флага. Не меньшей мотивацией попасть в сборную страны всеобщего дефицита была возможность выезжать за границу.

Вот что об этом пишет Сергей Белов в книге «Движение вверх»*, у которой, как нетрудно догадаться, было позаимствовано название для фильма: «Основные доходы игроки и тренеры команд получали от поездок за границу, говоря конкретнее — от перепродажи товаров народного потребления. Одна поездка, даже без нарушения таможенных правил, способна была принести прибыль от 1 до 2 тысяч рублей. Конечно, постоянная спекулятивная торговля меня лично унижала. Вся эта суета, закупки на барахолках. С удовольствием я обходился бы без этого, да я и в действительности занимался таким бизнесом по минимуму, особенно на фоне многих других. Но это было доступным способом вывести себя и свою семью на иной уровень достатка и хоть как-то компенсировать сверхнагрузки в большом спорте».

* Автобиографическая книга Сергея Белова «Движение вверх» была издана в 2011 году скромным тиражом 10 тысяч экземпляров и давно стала библиографической редкостью. Было бы здорово, если бы на волне интереса к победе 1972 года эту книгу переиздали. Её стоит прочитать не только любителям баскетбола, но и всем, кто хочет узнать секрет достижения больших побед.

Александр Белов (в исполнении актёра Ивана Колесникова) в финальном матче мюнхенской Олимпиады. В роли игрока американской сборной (слева) Александр Дедушкин — игрок екатеринбургского «Урала» в 2013 году. Кадр из фильма

Кстати, о сверхнагрузках. Как мне показалось, гораздо больший акцент, нежели на контрабанде и нарушении режима, в фильме сделан на том, что профессиональный спорт — это тяжелейший труд, что слова о пролитом на тренировках поте — это не пре-увеличение. И самых больших побед добивается тот, кто на-учился преодолевать не столько сопротивление соперника, сколько собственные слабости, коим нет числа.

Очевидный минус, пожалуй, один — откровенно бросается в глаза, что фильм сделан по тому же шаблону, что и имевшая большой успех у зрителей картина «Легенда №17». Можно при большом желании допустить, что снаряд всё-таки угодил дважды в одну воронку, но третий раз, если это случится, будет уже сильным перебором. С другой стороны, нельзя не отметить, что американцы в «Движении вверх» — не карикатурные человекоподобные существа из «Легенды №17». Здесь соперников показали с уважением к их достижениям и мастерству, что добавляет веса победе нашей сборной.

Конечно, самый яркий фрагмент фильма — сам матч с американцами. Здесь тоже немало допущений. Но не фактических, а стилистических. Прежде всего, броски сверху игроки сборной СССР применяли тогда разве что на тренировках, в игре этот эффектный приём считался неуместным пижонством. Что же касается американцев, то в студенческой лиге, из игроков которой была сформирована сборная США, слэм-данки были в ту пору вообще запрещены. Авторы фильма сознательно осовременили баскетбол опять же для большей зрелищности, но надо признать, что чувство меры им не отказало. Более того, именно в этих эпизодах во всём блеске проявила себя операторская группа. И наверняка многие мальчишки после этого фильма отправятся в баскетбольные секции или найдут поблизости стритбольное кольцо.

Но для меня самый сильный кадр фильма — тот, где главный тренер назначает исполнителями в решающем моменте матча Ивана Едешко и Александра Белова, и пронзительный взгляд стоящего рядом Сергея Белова. Ведь именно он, набравший в этом матче 20 очков, должен был стать его главным героем, но в памяти у всех остались сделавший пас через всю площадку Едешко и забивший победные два очка Александр Белов. Обида на судьбу-злодейку не оставляла Сергея Белова всю оставшуюся жизнь.

Помимо большого количества молодых актёров, исполняющих роли баскетболистов (мне кажется, что почти все хорошо попали в образ) в фильме участвуют узнаваемые гранды российского кино — Владимир Машков, Сергей Гармаш, Марат Башаров, Виктория Толстоганова, Андрей Смоляков. Образ главного тренера сборной Гаранжина, воплощённый Машковым, в действительности имеет мало сходства с реальным прототипом Владимиром Петровичем Кондрашиным (он один из немногих, кто в фильме не под своей фамилией, а под вымышленной — не исключено, что сценаристу попался на глаза список всех тренеров сборной СССР, в котором он обнаружил последнего её наставника Владаса Гарастсаса, уж очень явное созвучие). Но это не исключает того, что со своей задачей актёр справился блестяще.

Подводя итог — фильм получился достойный. О жизни, о спорте, о стремлении побеждать.

Свердловский след в золотом финале 1972 года

Сергей Белов

Родился в 1944 году в Томской области. Свердловский «Уралмаш», где он играл в 1964–1967 годах, стал для Сергея Белова первой командой мастеров. Наибольших успехов добился, будучи игроком ЦСКА (1967–1980). В 1991 году Международная федерация баскетбола назвала Сергея Белова лучшим игроком в истории баскетбола за пределами НБА. Как тренер возглавлял ЦСКА, итальянский «Кассино», сборную России, пермский «Урал-Грейт». Умер в Перми в 2013 году.

«В «Уралмаше» я нашел прекрасный «полигон» для доводки моих баскетбольных навыков и функциональной подготовки… Постоянно тренируясь, я добился быстрого прогресса. Осенью 64-го я в стартовую пятёрку команды не попал, но уже летом 65-го был одним из ключевых игроков основного состава». (Сергей Белов, из книги «Движение вверх»)

Иван Дворный

Родился в 1952 году в Омской области. Дебютировал во взрослом баскетболе в составе свердловского «Уралмаша» в 1969 году. Вскоре Владимир Кондрашин пригласил его в ленинградский «Спартак», а возглавив сборную СССР — и в национальную команду. В финальном матче с американцами 20-летний Дворный был в заявке, но не играл. Тем не менее получил золотую олимпийскую медаль и звание заслуженного мастера спорта. Умер в 2015 году в Омске.

  • Опубликовано в №244 от 29.12.2017
Нашли опечатку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter.
Областная газета Свердловской области