Он жил на взрыве: сегодня — 80 лет со дня рождения Владимира Высоцкого

25 января 2018, 02:00
Владимир Высоцкий стал одной из легенд второй половины XX века, его песни расходились по стране на магнитофонных кассетах, и слушали их люди самых разных возрастов и профессий. Снимок предоставлен Екатеринбургским музеем В.С. Высоцкого

Владимир Высоцкий стал одной из легенд второй половины XX века, его песни расходились по стране на магнитофонных кассетах, и слушали их люди самых разных возрастов и профессий. Снимок предоставлен Екатеринбургским музеем В.С. Высоцкого

Многие поклонники Владимира Высоцкого собирали записи, позднее — газетные и журнальные вырезки, посвящённые его творчеству. У екатеринбургского бизнесмена Андрея Гавриловского увлечение творчеством Высоцкого получило другое выражение — от памятника поэту и его музея до одного из самых высоких зданий России за пределами Москвы. В небоскрёбе «Высоцкий», в Музее Высоцкого, созданном Андреем Гавриловским, мы с ним и встретились накануне юбилейной даты.

— Андрей Николаевич, первую песню Высоцкого, которую вы услышали, помните?

— Конкретную песню сейчас уже вряд ли назову. Это же было больше сорока лет назад, в начале 70-х. Что-то из цикла спортивных песен. У Высоцкого есть песни, к которым можно обращаться в самом разном возрасте и состоянии души — от юмористических и спортивных до глубоких философских. Он пишет про то, что человек переживает сам.

Андрей Гавриловский берёт телефонную трубку, а оттуда звучит хорошо знакомое «—Вызываю. Отвечайте. — Здравствуй, это я!». Фото: Алексей Кунилов

— Две ваши дочери, которые совсем другого поколения, разделяют ваше увлечение?

— Что мне очень приятно — им тоже нравится. Сначала, в юности, конечно, присматривались к моим интересам, а потом и сами прониклись.

— У вас есть объяснение тому, что даже через тридцать семь с лишним лет после ухода Высоцкого, его творчество по-прежнему популярно?

— Я думаю, секрет в том, что он ведь не фантазировал, а писал о том, что видит вокруг. Он их даже называл зарисовками. Марина Влади подарила нашему музею несколько документов, показывающих, как Высоцкий работал над песнями. Он записывал какую-то реальную историю, а потом перекладывал её на стихи. Так что за всеми песнями стоят реальные живые люди.

Поэтому и его военные песни так остро воспринимаются, что в них не абстрактные сражения, а история, увиденная глазами конкретного человека, её прожившего. У меня в организации работает человек, который служил офицером в Афганистане, и он рассказывал, что песни Высоцкого помогали переносить все невзгоды, просто помогали выжить. Уходя на дембель, передавали кассеты с песнями Высоцкого новобранцам.

Я знаю, что у нас в университете преподают, что Высоцкий — второй поэт после Пушкина. Более того, поскольку поэзия со времён Пушкина развивалась, в каких-то вещах в составлении стиха его можно и первым поставить.

— У вас любимые произведения есть?

— Их много. На каждый период своё. У него есть песня «У неё всё своё — и бельё, и жильё». Я её слышал в четырёх вариантах, и каждый из них сколько бы ни слушал, мурашки по спине.

— Не знаю, как у вас, но у меня всегда было сложное отношения к тому, когда другие исполнители поют песни Высоцкого.

— Вы правы. Высоцкий сам не любил, когда его песни другие пели. И сейчас это редко кому удаётся. Но есть, тем не менее, исполнители, которые мне очень нравятся, причём даже девушки, хотя Екатерина Гусева нашла много новых граней в песнях. У нас в этом году в юбилейном концерте участвует Полина Конкина из проекта «Голос». Я никогда не думал, что девушка так может исполнить «Охоту на волков», как это сделала она. Лучше, чем многие мужчины.

— Есть те, кто пытается копировать Высоцкого, а есть те, кто идёт совершенно другим, своим путём. Вам какой вариант ближе?

— И так и так бывают удачные исполнения. Месяца два назад приезжал в Екатеринбург с гастролями своего театра Сергей Безруков, после спектакля, уже около полуночи, приехал в музей, и мы с ним два с половиной часа проговорили. Сергей рассказывал, как работал над ролью Высоцкого в фильме «Спасибо, что живой», пытался копировать движения, специфическую походку Высоцкого. И в спектакле сам Безруков и ещё три актёра поют в манере Высоцкого, но у них очень органично получилось. Григорий Лепс выступал в Екатеринбурге, когда здесь была Марина Влади. Она попросила меня набрать его номер и по телефону сказала ему слова благодарности. Понятно, что отвратительно это делает Джигурда.

— Вы уже несколько лет организуете в Екатеринбурге концерты ко дню рождения Владимира Высоцкого. Кто выбирает исполнителей?

— Я выбираю, с Никитой Высоцким советуюсь. Шикарно поют Алексей Зыков и Александр Скляр. Каждый может отработать по полтора-два часа и не пересекутся между собой в репертуаре.

— 80 лет — не такой уж запредельный возраст. Как думаете, будь сейчас жив Высоцкий, каким бы он был?

— В том темпе, в котором он жил, я не думаю, что Владимир Семёнович дожил бы до этого юбилея. Не в тот раз, в другой, он всё равно бы погиб рано. Он жил на взрыве, горел, понимал, что сгорит, но не мог и не хотел останавливаться. Настоящие поэты часто уходят слишком рано — «на цифре 37 сошли и Байрон и Рембо», как он сам написал.

— То здание, в котором мы с вами находимся, небоскрёб «Высоцкий» — своего рода памятник поэту. Я бы его поставил даже на второе место среди всех существующих после астероида, названного его именем.

— А я ставлю на первое. Сколько людей знают про этот астероид? Вы, я, да ещё человек пятьсот любителей астрономии. А видели и того меньше — в телескоп. А небоскрёб «Высоцкий» стал символом полуторамиллионного города. Этим летом в Париже на одной художественной выставке к нам, услышав русскую речь, подошла женщина. Оказалось, что она русская, живёт в Париже лет двадцать. Когда узнала, что мы из Екатеринбурга, тут же сказала: «Знаю, это город, в котором есть небоскрёб, посвящённый Высоцкому». Я, конечно, ей ничего рассказывать не стал, но услышать такое было очень приятно.

Более того, это единственный в мире небоскрёб, названный именем поэта. Американцы называют в честь компаний, банков, а в Эмиратах назвали именем своего руководителя.

— Музей Владимира Высоцкого поражает тем, что уже буквально с первой ступеньки лестницы, к нему ведущей, погружает в атмосферу, пронизанную личностью поэта.

— Когда к нам первый раз пришла Марина Влади, она встала у первой же фотографии на лестнице, так что долго мы с ней поднимались — она внимательно разглядывала каждую, потому что это часть и её жизни. А после того как она посмотрела всю экспозицию, мы вышли и она полчаса сидела в кафе и приходила в себя. Сказала тогда: «То, что вы сделали — это прекрасно, но для меня было очень тяжело снова вернуться в то время».

— Музей дальше будет развиваться?

— Конечно. Мы уже знаем, какие будут новые экспозиции. Он не может не развиваться. Понятно, что в московском музее больше вещей, которые принадлежали Высоцкому, но и у нас они есть — Никита много дарил, сами покупали. Но могу сказать, что по посещаемости мы в два раза опережаем москвичей. Не мои слова — Никиты Высоцкого. Это, в принципе, имеет своё объяснение — всё-таки Таганка в Москве немного в стороне от проторенных туристических маршрутов, а смотровую площадку небоскрёба «Высоцкий» не минуют многие приезжающие в Екатеринбург. А придя сюда, уже приходят и в музей.

— Самый значимый для вас экспонат какой?

— Их несколько. Очень хорошо, что к нам попало последнее стихотворение Высоцкого. На том аукционе было двести лотов, москвичи просили нас не участвовать, не поднимать цену, говоря, что всё купят, но по ходу аукциона выяснилось, что они нацелились только на три экспоната. Мы тогда купили несколько картин Михаила Шемякина, подаренных Высоцкому, украшения, которые Высоцкий дарил Марине Влади. Когда дошло дело до автографа стихотворения, то москвичи сошли с дистанции на 150 тысячах евро, остались представители киевской галереи и американцы. В итоге мы купили за 252 тысячи евро и сохранили эту реликвию для нашей страны.

— Как узнаёте, что на аукционах выставляются вещи, связанные с Высоцким?

— Нас уже знают организаторы аукционов и информируют. Сейчас есть мебель, которая принадлежала Высоцкому, и кадры кинохроники это подтверждают. Есть гитары, на которых он играл. Интересная деталь — 25 июля 1980 года Высоцкий должен был играть в спектакле «Гамлет». Лишь недавно один билет сдал человек в московский музей, поскольку уже ушли из жизни его родители, которые этот билет хранили как реликвию. Есть у нас часы, которые Марина Влади подарила Высоцкому, он их носил несколько лет, а после его смерти она сама их носила двадцать лет.

— По вашим ощущениям интерес к творчеству Высоцкого с годами утихает?

— Если судить по нашему музею, то он, наоборот, только усиливается. А как долго он будет востребован? Уверен, что долго. Дело не только в том, что сила его поэзии с годами не ослабевает. А кто из современных авторов мог бы его затмить? Я таких не знаю. Конечно, со временем уходят из жизни те, кто его застал. Но, с другой стороны, современников Пушкина, как и его самого, давно уже нет, но его творчество по-прежнему на вершине. А плюс Высоцкого в том, что он свои стихи положил на музыку, а сейчас ещё и делаются современные аранжировки, которые шикарно звучат.

Хроника жизни 

Владимир Семёнович ВЫСОЦКИЙ

  • Родился 25 января 1938 года в Москве.
  • 1955 г. — студент механического факультет Московского инженерно-строительного института имени Куйбышева (ушёл после первого семестра).
  • 1956–1960 гг. — студент актёрского отделения Школы-студии МХАТ.
  • 1960–1964 гг. (с перерывами) — актёр Московского драматического театра имени Пушкина.
  • 1964–1980 гг. — актёр Театра драмы и комедии на Таганке
  • Самые известные роли в театре: Гамлет («Гамлет» У. Шекспира), Галилей («Жизнь Галилея» Б. Брехта), Лопахин («Вишнёвый сад» А. Чехова).
  • Наиболее известные роли в кино: Жеглов («Место встречи изменить нельзя», 1979), Дон Гуан («Маленькие трагедии», 1979), Бродский («Интервенция», 1968), Иван Рябой («Хозяин тайги», 1968), Володя («Вертикаль», 1967), поручик Брусенцов («Служили два товарища», 1968), Ибрагим Ганнибал («Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», 1976), Максим («Короткие встречи», 1967), фон Корен («Плохой хороший человек», 1973).
  • С начала 60-х годов писал песни, которые сам исполнял под гитару. При жизни записи его песен ни разу не показывались на Центральном телевидении, но расходились по всей стране на магнитофонных катушках.
  • Умер 25 июля 1980 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Высоцкий на Урале

Достоверно известно, что на гастролях в Свердловске Высоцкий был дважды и оба раза в 1962 году — сначала с Московским театром миниатюр (откуда был уволен во время гастролей), а затем с Театром имени Пушкина, в который вернулся.

Есть упоминания о том, что в 1965 году студенты факультета журналистики УрГУ организовали концерт Высоцкого, когда тот делал в Свердловске пересадку, однако исследователи его творчества в реальности этого события сомневаются.

В январе 1992 года Екатеринбург стал первым городом, где появилась улица Высоцкого (ранее — улица Риммы Юровской).

В февраля 2006 года рядом с главным входом в торгово-развлекательный центр «Антей» (ул. Красноармейская, 10) был установлен бронзовый памятник Владимиру Высоцкому и Марине Влади. Автор идеи памятника — бизнесмен, владелец «Антея» Андрей Гавриловский в 2011 году построил рядом ещё одно здание — 54-этажный небоскрёб «Высоцкий». На втором этаже небоскрёба располагается музей Владимира Высоцкого, в котором, в частности, восстановлен гостиничный номер, в котором Высоцкий проживал, когда был с гастролями в Свердловске.

Время Высоцкого ещё придёт

Леонид БЫКОВ, литературовед, литературный критик, доктор филологических наук:

— У нас есть его музей, но его творчество не для музеев, а для жизни. Сегодня, может быть, даже больше, чем при жизни Владимира Высоцкого, нам не хватает людей именно таких, каким он был. Людей самостоятельных, бескомпромиссных, не боящихся ответственности в словах и поступках, не по колее живущих, а своей тропой идущих. Более того, песни, проблемы те же — аудитория, к сожалению, другая. Сегодня песни Высоцкого не имеют того коэффициента полезного действия, который они оказывали на современников Владимира Семёновича. Вот это особенно горько. Нашему обществу присуща толстокожесть, социальная анемия. Высоцкий остаётся актуальным, но эта актуальность имеет обратную сторону, и она сегодня не востребована. Тогда само его присутствие в мире было постоянным, оно чувствовалось, мы же сейчас если даже прочитаем острую строчку в газете, Интернете, скажем «ой, как здорово» и всё, живём дальше. А его пример всегда был заразителен.

Егор БЕЛКИН, гитарист свердловских рок-групп «Урфин Джюс», «Настя» и «Наутилус Помпилиус», рок-музыкант, автор песен:

— Владимира Семёновича Высоцкого необходимо почитать как часть нашей культуры, и именно как часть нашей культуры он и страдает вместе с ней. В результате влияния таких могучих инструментов, как «Дом-2», «Каникулы в Мексике» и, к слову, будет помянут, единый государственный экзамен. Люди на улицах неспособны ответить даже, на какой планете мы все живём. В общем, при всём этом получается как в библиотеке: книги в хранилище есть, но «Декамерона» Боккаччо никто не заказывает, поэтому они там лежат, дремлют и ждут своего часа. Влияние Высоцкого на умы никто не отменял. Я в своё время участвовал в проекте «Странные скачки», который курировала группа ДДТ, где рокеры, люди из другого жанра, отдавали должное Владимиру Семёновичу и делали свои версии его песен. Тогда я для себя всколыхнул творчество, как я считаю, великого барда. Те, кто способен воспринимать его талант, каким-то образом и будет отмечать это событие каждый год. А те, кто — нет? Ну что я могу сделать, когда на концерт ростовского рэпера собирается 35 000 человек. Это же не просто так, какой тут Владимир Высоцкий? Забудьте. Как это ни обидно, но добро пожаловать в «Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера». Зато в этом клубе есть Рахманинов, Бунин, Глинка, Стравинский и многие другие — хорошее общество, в общем-то. Я думаю, что время этих людей ещё придёт. Опыт показывает, что спустя даже века по-настоящему что-то сделанное, а Высоцкий, без сомнения, что-то настоящее, будет востребовано. И все станут натыкаться на Высоцкого как на столб, вдруг «бац» — и идёт «Охота на волков». Это будет, но другой вопрос — когда? Поэтому всем, кто принимает участие в чествовании Высоцкого как поэта, большой поклон!