«Лёд»: сказка про фигурное катание

Для Аглаи Тарасовой это, по сути, первая крупная роль. А её партнёр по фильму Александр Петров своими усилиями выводит картину на более высокий уровень. Кадр из фильма «Лёд». Реж. Олег Трофим

Для Аглаи Тарасовой это, по сути, первая крупная роль. А её партнёр по фильму Александр Петров своими усилиями выводит картину на более высокий уровень. Кадр из фильма «Лёд». Реж. Олег Трофим

В среду в России на большие экраны вышла мелодрама «Лёд», рассказывающая о непростой судьбе фигуристки из Иркутска. На волне популярности в стране фильмов про спорт (с ходу вспоминаются «Легенда номер 17», «Чемпионы. Быстрее, выше, сильнее», «Движение вверх») работа Олега Трофима была крайне ожидаема у зрителей и критиков. Особенно в том ключе, что в центре сюжета — спорт, переживающий сейчас в России пик популярности. В день премьеры показ посетил и корреспондент «ОГ».

…И вот перед нами заполненная ледовая арена, на которой разыгрывается очень важный «Кубок льда» (судя по количеству зрителей и мелькающим людям с олимпийской символикой на одежде нетрудно догадаться, на что намекают создатели). На лёд выходит пара — Надежда Лапшина (Аглая Тарасова) и её партнёр Леонов (сербский актёр Милош Бикович). На этом фоне тут же звучит такой знакомый болельщикам голос. Нет, вовсе не Татьяны Тарасовой, а почему-то голос «российского биатлона» — Дмитрия Губерниева. Прокат, прыжок, бросок, выброс — и при приземлении на лёд Лапшина падает…

Нет ничего плохого в такой структуре фильма. В начале «Титаника» мы тоже знаем, что он утонул, а некогда рекордсмен Оскара «Лоуренс Аравийский» и вовсе начинается со смерти самого Лоуренса. Понятно, что дальше мы ждём сильной истории, которая подведёт нас к этому падению. Вот только титр, сообщающий «Иркутск. 2003 год», а дальше безрадостный серый пейзаж и маленькая девочка в «хрущёвке» перед телевизором, на котором показывают фигурное катание, сводит всё это к истории: «провинциальная девочка победила всех и стала в итоге чемпионкой». Классическая, если не сказать банальная, история.

Дальше и вовсе фильм скатывается в набор стереотипов: приводят к самому крутому тренеру (Мария Аронова), её не берут, мама готовит её сама на льду реки, мама скоропостижно умирает, девочка продолжает работать, случайная встреча с тренером, спортивный интернат, ничего не получается, но потом первые победы, переезд в Москву и так далее. Фильм развивается по канонам «Золушки».

Но после того, как Надя получает сильную травму, сюжет вдруг начинает стремительно разгоняться…

«Лёд», выражаясь терминологией фигурного катания, похож на аксель. В какой-то момент фильм взлетает до определённых высот, пара оборотов, и мы вновь приземляемся в реальность. Во время этого виража нам показывают моменты, которые совсем никак не вяжутся с реалиями фигурного катания: отказаться от тренера можно прямо на пресс-конференции, а назначить нового может сама спортсменка. А в решающий момент и вовсе можно прорваться на лёд вместо другого партнёра.

Всё это не позволяет поставить фильм «Лёд» в череду спортивных драм — заложенный в основу рассказ о фигурном катании и о его внутренней «кухне» не получился совсем. Но получилась хорошая романтическая история — перед нами сказка о девочке, которая смогла всех победить и стать чемпионкой, а фигурное катание — лишь повод. Вполне возможно, что на его место мог встать балет, футбол или ещё что-то, вот только фигурное катание — крючок, на который сегодня можно поймать российского зрителя.

Впрочем, сильных спортивных фильмов в России в последнее время было снято немало. Спорт — одна из самых популярных у режиссёров тем — наряду с космосом и войной. А вот мелодрам высокого уровня гораздо меньше.

Любопытно, что режиссёр Олег Трофим (кстати, это его дебют в большом кино) попытался вплести в мелодраму элементы популярного в последнее время мюзикла (вспомним «Ла Ла Ленд» и «Величайшего шоумена»). Правда, выбор репертуара весьма странный — Земфира («Хочешь», «Бесконечность»), некогда популярная группа «5’Nizza» и их хит «Солдат», Иван Дорн «Стыцамен», «Делай, как я» Богдана Титомира

Помимо самого сюжета фильм не отпускает благодаря двум сильным актёрским работам — в картине очень органично смотрится Александр Петров — его герой сыграет ключевую роль в судьбе фигуристки, и Мария Аронова, которой роль харизматичного тренера должна принести как минимум «Нику».

Если вам хочется настоящей спортивной драмы — смотрите соревнования по фигурному катанию. А «Лёд» — это, скорее, про любовь. Кстати, в прошлом году похожая участь постигла фильм Валерия Тодоровского «Большой» о судьбе балерины. В итоге картина о Большом театре получилась вовсе не о балете, а о преодолении себя.

Примечательно, что в первый день фильм собрал даже больше, чем «Движение вверх» (26,3 млн руб. против 24,1). Посмотрим, как сложится его прокатная судьба.

  • Опубликовано в №28 от 15.02.2018
Областная газета Свердловской области