Темы дня

Киноклуб: необходимый в России формат

Вячеслав Шмыров (слева) часто выступает модератором творческих встреч. На фото — режиссёр Павел Лунгин отвечает на вопросы зрителей после показа своего фильма «Дама пик». Фото: Любовь Кабалинова / Президентский центр Б.Н. Ельцина

Вячеслав Шмыров (слева) часто выступает модератором творческих встреч. На фото — режиссёр Павел Лунгин отвечает на вопросы зрителей после показа своего фильма «Дама пик». Фото: Любовь Кабалинова / Президентский центр Б.Н. Ельцина

В феврале 2018 года киноклубу Ельцин Центра исполнился ровно год. За это время киноклуб, наряду с самим музеем, стал заметным явлением не только в Екатеринбурге, но и в России. Александр Сокуров, Павел Лунгин, Андрей Звягинцев, Алексей Учитель, Отар Иоселиани — это ещё далеко не полный список тех людей, кто побывал на площадке. Итоги первого года работы киноклуба мы решили подвести с его организатором и руководителем, киноведом, продюсером Вячеславом ШМЫРОВЫМ.

— Вячеслав Юрьевич, первый вопрос: какие главные итоги за первый год?

— Вообще мы начали работать раньше, чем открылся именно киноклуб. Провели несколько мероприятий, например, дни режиссёра Алексея Балабанова, «Ночь кино» и так далее. А непосредственно открыть клуб мы хотели показом фильмов Марлена Хуциева и его творческой встречей, но Марлен Мартынович человек в возрасте (сейчас ему 92 года. — Прим. «ОГ».) и приехать не смог. Если кратко — год прошёл хорошо. Главное, что мы сделали, — показали премьеры многих фильмов и привезли немало режиссёров. Это, конечно, Андрей Звягинцев, и Алексей Учитель, и Резо Гигинеишвили, и другие. Элита российского кино.

— Посещая ваш клуб, начинаешь узнавать из сеанса в сеанс лица людей. На ваш взгляд, удалось ли сформировать зрительский актив?

— Да, я вижу в зале знакомые лица. Понятно, что многие сориентированы на громкие имена, которые есть в нашей программе. Но мы ещё находимся в стадии формирования нашей зрительской аудитории. Тут важную роль играет именно общение с героями. Однако мы должны воспитывать в людях желание посещать показы, разбираться, обсуждать. Например, в прошлом апреле мы устраивали показы малоизвестных картин Андрея Тарковского. На эту встречу приезжал Юрий Назаров — актёр, который работал с Тарковским. На мой взгляд, мы должны приучать к таким форматам нашу публику, но нам ещё в этом направлении работать и работать.

— С развитием Интернета многие стали меньше ходить в кино. Поэтому возникает вопрос — актуален ли сегодня вообще формат киноклуба?

— В советские годы, конечно, формировалось очень мощное киноклубное движение. Но это было движением неформалов (им сейчас по 60–70 лет). Что тогда давало кино? Возможность увидеть другой мир, который был скрыт для советского человека. Потом настала перестройка, люди начали ездить, что-то смотреть. И этой функции не стало. Но я уверен, что сейчас необходимо заново формировать киноклубное движение, потому что клуб берёт на себя очень важные функции — селекцию и информирование. Мы отбираем фильмы, ориентируем зрителей, поскольку в огромном потоке картин и имён можно легко заблудиться.

— Селекция, безусловно, важная вещь. За год у вас было большое количество очень любопытных авторских премьер…

— Мы стараемся представить фильмы, которые не выходили в широкий прокат. И это специфика подобных площадок. В Ельцин Центр чаще приходит интеллектуальная публика. В этом году мы планируем пригласить Жору Крыжовникова. Да, он известен как режиссёр комедии «Горько», но при этом он снимает очень интересные и серьёзные короткометражные фильмы, о которых мало кто говорит. Мы хотим, чтобы он рассказал об этом. Или, например, в мае, когда будет пять лет со дня смерти Алексея Балабанова, мы покажем его первый полнометражный фильм «Счастливые дни». Не так часто можно увидеть эти работы на экране и в хорошем качестве. Я считаю, что подобные вещи — очень важная задача киноклуба.

— А живое общение?

— Сейчас у людей расширился круг интересов и возможностей, но необходимость в общении действительно никуда не исчезла. Всегда интересно прийти, поговорить, обсудить. Особенно с известным режиссёром, актёром. Более того, создателям кинофильмов тоже очень важно общение со зрителями. И не только в столице.

— Был ли человек, которого вы очень хотели бы увидеть в клубе, но не сложилось?

— Анджей Вайда. Когда мы запланировали его ретроспективу, он должен был приехать к нам. Ему даже пришло приглашение за подписью Наины Иосифовны Ельциной. Но его не стало… А так вообще режиссёры ездят к нам очень охотно. Многие хотят посмотреть музей и побывать в городе.

— Откройте секрет: какие премьеры возможны в ближайшее время?

— 4 марта договорились с Алексеем Германом-младшим, который представит свой новый фильм «Довлатов». Картина сейчас участвует в основном конкурсе Берлинского кинофестиваля. А в конце марта планируем показать работы победителей крупнейшего в России фестиваля анимации в Суздале.

Досье «ОГ»: Вячеслав Шмыров

  • Родился в 1960 году в Челябинске.
  • В 1978—82 годах учился на филологическом факультете и факультете журналистики Уральского государственного университета.
  • В 1987 году окончил киноведческий факультет ВГИКа.
  • Работал во ВНИИ киноискусства, Киноцентре на Красной Пресне, главным редактором Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького.
  • Издатель журнала «Кинопроцесс».
  • Член Российской академии кинематогра-фических искусств «Ника».
  • Опубликовано в №30 от 17.02.2018
Областная газета Свердловской области