Сегодня в Екатеринбургском музее изобразительного искусства открывается выставка «Рождённые дуновением духа». На ней представлена современная китайская каллиграфия Лю Жуншэна и живопись Гао Джаджуня. Знакомиться с произведениями этих авторов, работающих в традиционных видах искусства Поднебесной, городу предстоит впервые.
Такой масштабный и по-своему смелый проект проходит в рамках программы культурного обмена России и Китая «Один пояс — один путь».
— Мы представляем провинцию Хэбэй, которая впервые стала сотрудничать с Екатеринбургом, - сказал «Облгазете» заместитель председателя Китайской каллиграфической ассоциации Лю Цзинькай. — Надеемся, что в дальнейшем благодаря такой выставке наши культурные связи будут укрепляться и развиваться. И так российский зритель сможет больше узнать о нашем искусстве, чего бы нам очень хотелось.
На каждом свитке изображён иероглиф, а под ним — высказывание художника. Обычно в нём указывается дата, год и место создания свитка. Фото: Павел Ворожцов
Работы современной китайской каллиграфии художника Лю Жуншэна написаны специально для этой экспозиции. Её основу составляют изобразительные комментарии художника к «Пяти добродетелям» конфуцианства: человечность, справедливость, мудрость, добропорядочность, искренность. Каждое качество имеет свой иероглиф.
Вот так в иероглифах выглядит отрывок из «Дневников писателя» Фёдора Достоевского: «Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация». Фото: Павел Ворожцов
Вторая часть выставки представляет цитаты из произведений русских писателей и мыслителей, среди которых Лев Толстой, Фёдор Достоевский и другие. Это очень необычно; нам показали, как воспринимают нашу культуру в другой стране.
Вся живопись, которую художник Гао Джаджунь специально создал для экспозиции, посвящена окружающему миру Китая. Фото: Павел Ворожцов
— Я считаю, что в России великий народ и великое искусство, - отмечает Лю Жуншэн. — И мы, китайцы, особенно моё поколение, которое родилось в 50–60-е годы, вашу культуру очень хорошо знаем. В школе мы много времени посвящали изучению русской культуры, особенно литературы. Мы прекрасно знаем и Достоевского, и Гоголя, и Пушкина.
Основу выставки составили работы современного художника каллиграфиста Лю Жуншэня. Фото: Павел Ворожцов
Надо признать, что без комментариев искусствоведов эта выставка может быть сложна для восприятия, потому что российский зритель в большинстве своём не приучен к искусству каллиграфии. У нас нет культуры изучения китайских художественных практик, если только это не личная инициатива человека. Благодаря пояснениям зритель узнаёт, что и разнообразие цветовой гаммы свитков, и размеры иероглифов, и их расположение неслучайны и отражают глубинные смыслы, заложенные в эти работы авторами.
- Опубликовано в № 58 от 5.04.2018