«Молодая академическая музыка Урала — творческое гетто»

  Ольга Дубровина
Председатель всероссийского «МолОта» Ярослав Судзиловский (третий слева) с руководителями региональных отделений и «БеларусьМолОта». Председатель «УралМолОта» Роман Цыпышев (четвёртый слева). Фото: из личного архива Романа Цыпышева

Председатель всероссийского «МолОта» Ярослав Судзиловский (третий слева) с руководителями региональных отделений и «БеларусьМолОта». Председатель «УралМолОта» Роман Цыпышев (четвёртый слева). Фото: из личного архива Романа Цыпышева

На главной академической сцене Екатеринбурга — в Свердловской филармонии — в афише музыка всемирно известных композиторов: Чайковский, Моцарт, Бах, которых исполняют зарубежные и российские звёзды. Но это классика. А вот программы с произведениями молодых уральских композиторов встречаются крайне редко. Тем не менее в столице Урала была и существует по сей день сильная школа академической музыки, которая рождает всё новых и новых авторов.Мы пообщались с молодыми композиторами, чтобы понять, о чём они пишут и почему предпочли академическую музыку популярной, которая, возможно, помогла бы им стать широко известными.

Председатель Союза композиторов Свердловской области Александр Пантыкин в нашем разговоре о молодом поколении его коллег заметил, что и сегодня уральская школа композиторов является одной из самых сильных в стране. Она стоит в одном ряду с московской и петербургской школами и готовит высококлассных специалистов, профессиональные интересы которых распространяются как на симфонические полотна, так и на камерную и хоровую музыку.

Молодых композиторов в России объединяет «МолОт» — молодёжный Союз композиторов, председателем которого является Ярослав Судзиловский, композитор и виолончелист, автор множества опер, балетов, ансамблей, симфоний.

В Екатеринбурге существует филиал этого союза — «УралМолОт». Организация призвана возродить статус композитора в том виде, в котором он существовал в советские времена. Отчасти, «УралМолОт» — это площадка для знакомства: как признаются члены союза, если бы организации не существовало, то, вполне возможно, они бы даже не знали друг о друге. На данный момент в ассоциации состоит девять композиторов, пишущих академическую музыку. Председателем «УралМолОта» является Роман Цыпышев.

Ближе к народам

Роман Цыпышев — автор хоровой мистерии «Cantica Mystica», мистерии «Знамение» для симфонического оркестра и других сочинений для разных составов. В прошлом году Роман с отличием окончил Уральскую государственную консерваторию им. М.П. Мусоргского.

Мы поговорили с председателем «УралМолОТа» и выяснили, какие мотивы преобладают в творчестве молодых композиторов.

По словам Романа, Уральский регион имеет бездонную фольклорную основу, и, так или иначе, многие наши композиторы, в том числе и он, строили и продолжают строить свои произведения, обращаясь к фольклору.

— Если посмотреть на понятие мотивов с точки зрения тематики, то творчество уральских авторов в целом (даже на примере старшего поколения) радикально отлично, — рассуждает Роман. — Неизменным, пожалуй, остаётся одно — стремление к максимальной степени убедительности, силе и глубине того, что мы делаем.

О преобладании в музыке мифологичности и фольклорности нам рассказал и другой свердловский композитор Иван Колованов, являющийся лауреатом Всероссийского конкурса молодых композиторов им. С. Прокофьева, участником Международного межвузовского композиторского фестиваля «Новая музыка — новая реальность», а также членом «УралМолОта».

— На мой взгляд, в творчестве современных уральских композиторов преобладают мотивы мифов и легенд, духовные мотивы в широком смысле этого понятия. В том числе и у меня, — отметил Иван.

Например, в симфонической притче «Сизиф» этот композитор обращается к древнегреческому мифу о царе Коринфа, обречённого на вечную бесполезную работу и муки. И вообще отражение в музыке духовной жизни народа является основной тенденцией в творчестве молодых авторов. Если мы обратимся к мистерии Романа Цыпышева «Cantica Mystica», услышим явные этнические мотивы. Роман, описывая своё произведение, говорит, что оно является языческим действом, но при этом содержит христианские символы, элементы индуистских духовных практик и даже магии.

Обращаются молодые композиторы не только к легендам и мифам Урала, диапазон их интереса гораздо шире — это мировое фольклорное пространство, культуры различных народов, которые они гармонично сочетают в своих произведениях.

Болевые точки

Не секрет, что любой композитор нуждается в аудитории. Безусловно, молодым композиторам нужны слушатели, способные гибко и свежо воспринимать их творчество.

Константин Комольцев, являющийся членом Молодёжного союза композиторов «УралМолОт», а также автором колыбельных на стихи из народной поэзии «Тихий час», поделился с нами своей точкой зрения.

— Мне кажется, что аудитория композиторов в Екатеринбурге — это одно из самых больных мест. На концерты приходят только друзья. Да, и собственно, сама современная академическая музыка на Урале — творческое гетто, — считает Константин.

Константин добавил, что вызвано это сниженным уровнем образования молодёжи.

Похожего мнения придерживается композитор Иван Колованов.

— Безусловно, музыка молодых композиторов интересна молодёжи, но молодёжи образованной. Чтобы послушать мои произведения, собирается публика, состоящая из посетителей филармонии и консерватории, просто знакомых и друзей. Не больше.

Проблема с аудиторией разрешима при приложении некоторых усилий по популяризации академической музыки и выстраивании правильной траектории работы со слушателями.

— Молодёжи интересно то, что интересным является. Вообще, молодого слушателя очень непросто обмануть. Он не будет слушать просто из вежливости, — говорит Роман Цыпышев. — Опыты с привлечением большого количества очень разной публики бесконечно удивительны, поскольку нам удаётся получить широкий спектр оценок и мнений. На мой взгляд, музыка, которую нужно давать «попозже», действительно существует. Слушатель растёт, и то, насколько этот рост последовательный, зависит от деликатности и компетентности как раз нашего композиторского сообщества.

Для желающих познакомиться с современной академической музыкой в Екатеринбурге всегда открыты двери Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского, где как в большом, так и в малом залах постоянно проходят концерты совсем юных композиторов — студентов вуза.

Кроме того, есть ещё несколько крупных площадок, где можно услышать современнуюакадемическую музыку. В первую очередь, это Ельцин Центр, в афише которого довольно часто проходят концерты молодых композиторов. На этой площадке выступают как свердловские музыканты, так и гости из столицы. Композиторы уточняют, что привлекает камерность помещений, хорошая акустика — так их произведения отлично воспринимаются слушателями.

Также предоставлять площадки молодым авторам готовы Музей истории Екатеринбурга, «Живой театр» Александра Пантыкина. Всё зависит от инициативы, проявляемой самими композиторами.

Каждый год, летом, в Свердловской филармонии проходит концерт-государственный экзамен, на котором выпускники консерватории презентуют свои сочинения. В этом году он состоится 30 июня.

И конечно, композиторы идут в ногу со временем, поэтому их произведения можно послушать на популярных музыкальных платформах и в социальных сетях. Познакомиться с несколькими композициями можно на сайте www.oblgazeta.ru.

Творцы с печальными глазами

Не можем обойти стороной практическую сторону вопроса. Может ли сегодня академическая музыка принести заработок?

Мнения по этому вопросу разошлись. Константин Комольцев рассказывает, что в плане гонораров композиторы этого направления сильно ущемлены. В прикладной сфере, как, например, написание музыки к рекламе и кинофильмам, получить доход можно, но проблема, как считает Константин, в том, что композитор входит в поле конкуренции с людьми без специального образования, ведь подобную музыку может писать даже любитель. И режиссёры далеко не всегда делают выбор в пользу профессионалов.

В то же время Роман Цыпышев уверен, что композитор вполне может заработать себе на жизнь музыкой, но не её написанием, а, например, набором нот, преподаванием в музыкальных школах, консерватории, репетиторством, а также различными частными заказами, которые так или иначе поступают. Хотя системы, при которой композиторы после выпуска из консерватории получали бы рабочие места, сегодня, к сожалению, нет.

На вопрос о том, заинтересованы ли театральные и кинорежиссёры, дирижёры в работе с молодыми композиторами, Роман лишь разводит руками: «Последний раз я писал музыку к фильму в 2013 году. Но с тех пор я не принимаю заказы — в последние время мне не предложили ничего интересного, а делать то, что мне не по душе, не буду, даже если стану нищим. А вот дирижёров, которые бы делали акцент на новой музыке и которые бы разбирались в ней, я пока не встречал».

Мы поинтересовались, привлекают ли молодых композиторов к созданию музыки для постановок екатеринбургские театры. Оказалось, что с уральскими музыкантами сотрудничают довольно плотно, но при этом важно, чтобы это были уже зарекомендовавшие себя люди.

— В нескольких наших постановках есть музыка уральских композиторов, — рассказывает Наталья Махлина, директор по информполитике Свердловского театра драмы. — Например, это спектакль «Жанна» по пьесе Ярославы Пулинович, где использована музыка рок-композитора Александра Ситникова. В постановке «На всякого мудреца довольно простоты» мы работали с Тимуром Коробейниковым, который работает в том числе в классическом направлении. В сказке «Питер Пэн» звучит музыка Александра Жемчужникова, основателя «Другого оркестра».

В основном речь идёт о композиторах, которые относились к молодому поколению лет 8–10 назад. Те же, кому ещё нет 30, безусловно, проблемы с заработком испытывают, некоторые вынуждены писать в стол. Но при этом «сложную» академическую музыку бросать не собираются.

— Мы осознаём всю степень ответственности перед тем, что от того, куда мы направляем музыку, зависит, какое будущее её ждёт, и я, глядя на своих коллег, наблюдая их постоянный поиск, их открытия, могу сказать, что прекрасное будущее обещано большим настоящим, — подытожил Роман Цыпышев.

Комментарий:

Ксения Гильмиярова, музыковед УГК им. Мусоргского:

— В академической музыке за несколько столетий было столь много различных направлений и создано настолько много средств музыкального языка, что современные молодые композиторы теперь даже не знают, что им писать и как это делать. Из-за этого появилась проблема: часть молодых авторов стала писать музыку не для того, чтобы выявить какие-то новые смыслы, а чтобы поразить слушателя. Музыка теряется и пропадает, она не трогает душу, а вызывает ощущение необычности, которое, зачастую, бывает обманчиво. В то же время композиторы, которые хотят писать более классическую музыку, не видят для себя дальнейших перспектив. Это сегодня — огромная проблема.

Опубликовано в № 62 от 11.04.2018

Областная газета Свердловской области