«Собибор»: заглянуть в бездну зла

Кадр из фильма «Собибор», реж. Константин Хабенский

Кадр из фильма «Собибор», реж. Константин Хабенский

Накануне Дня Победы в российский прокат вышел фильм «Собибор». Режиссёрский дебют Константина Хабенского посвящён истории единственного успешного побега из нацистского лагеря смерти, возглавленного советским лейтенантом Александром Печерским. Картину Хабенского очень ждали: в России практически нет художественных фильмов, полностью посвящённых теме концлагерей, а подвиг Александра Печерского и вовсе незаслуженно забыт…

Спросите себя и ответьте честно: что вы знали о Собиборе до выхода фильма? Слышали ли вы об этой истории в школе или университете? Мне стыдно признаться, но я не знал ничего. Стыдно и удивительно: почему? Почему история 1943 года не мелькает на страницах учебников, экранах телевизоров и в книгах о войне?

Поэтому прежде чем мы будем говорить о фильме, необходимо обратиться к истории. Лагерь располагался близ деревни Собибор в районе Люблина в Польше. Он был создан в марте 1942 года и прекратил своё существование в конце 1943 года после восстания и побега заключённых. Лагерь был расположен в лесу рядом с полустанком. Железная дорога заходила в тупик, что должно было способствовать сохранению тайны. Большинство заключённых, привозимых в лагерь, умерщвляли в тот же день в газовых камерах. В Собиборе было убито около 250 тысяч евреев.

Не думаю, что нужно в очередной раз рассказывать на страницах газеты о тех ужасах, которые творились там. Достаточно привести вот эту информацию: в очерке «Восстание в Собиборе» (журнал «Знамя», № 4, 1945) Вениамина Каверина и Павла Антокольского есть показание оставшегося в живых собиборца, варшавца Бера Файнберга: «В пристройке работала машина, вырабатывающая удушающий газ. Газ поступал в баллоны, из них по шлангам – в помещение. Обычно через пятнадцать минут все находившиеся в камере умирали. Окон в здании не было. Только сверху было стеклянное окошечко, и немец, которого в лагере называли «банщиком», следил через него, закончен ли процесс умерщвления. По его сигналу прекращалась подача газа, пол механически раздвигался, и трупы падали вниз».

Создатели фильма подробно изучили всю доступную информацию об этом лагере смерти и постарались рассказать зрителям об этом максимально честно. Хотя, если прочесть дневники Печерского и другие воспоминания, то ясно, что в силу этических соображений многое всё же осталось за кадром.

Досье

Александр Печерский родился в 1909 году. С 1915 года жил в Ростове-на-Дону. Перед войной его основной профессией было руководство художественной самодеятельностью. В октябре 1941 года попал в окружение под Вязьмой, был ранен и оказался в плену у немцев. В сентябре 1943 года в составе группы заключённых-евреев Печерский был отправлен в Собибор.

Вот перед нами поезд, прибывающий в Собибор. Звучит виолончель, немецкие солдаты вежливо встречают прибывших евреев, присваивают им номера, делят на группы. Всё чинно и спокойно, но это затишье перед грозой.

Гроза начнётся через несколько минут. Когда женщин подстригут и отправят в «баню». В ту самую, о которой рассказывал Антокольскому и Каверину Бер Файнберг. И также в окошко на них будет смотреть комендант лагеря – Франц Штангль (его сыграет Кристофер Ламберт).

К середине фильма ловишь себя на мысли, что пальцы заболели от того, что ты вцепился в подлокотник, а сердце уже колотится вдвое быстрее. Хочется как-то интуитивно повернуться к экрану боком. Дело, пожалуй, в том, что Константин Хабенский в роли режиссёра попытался рассказать нам не столько про Александра Печерского, сколько про лагерь смерти. Лагерь Собибор – главный герой фильма. Может, поэтому создатели совсем скупо показывают саму подготовку к побегу. В реальности она заняла около трёх недель. Да, есть эпизоды, где Печерский с большим трудом втирается в доверие к местному подполью. Ему не верят, не считают своим. Но именно он поведёт за собой людей, спасёт чьи-то жизни и доживёт до 80 лет.

Фильм «Собибор» заставляет нас заглянуть в бездну зла. В самый корень. С детальной точностью режиссёр всматривается в эту черноту: детские ботиночки без владельца, ювелир, увидевший в горе украшений кольцо свой жены и сошедший с ума, мальчишка Шломик, сделавший для своей сестры серьги, которая через несколько часов погибнет в газовой камере.

Одной из самых сильных сцен фильма является праздник, устроенный пьяными нацистами прямо в лагере. Нелицеприятное зрелище, в котором бедных людей используют вместо лошадей и устраивают гонки на повозках. Дьявольский пир, отсылающий нас к скандальной картине режиссёра Пьера Паоло Пазолини «Сало, или 120 дней Содома». Одному из евреев назначают двадцать ударов плетью. Эти удары наносятся словно по зрителю. После этой сцены хочется подняться с места и покинуть зал. Но ты останавливаешься: перед нами не выдумка, а правда.

После этого Александр Печерский со своими подельниками организует побег. В каком-то порыве чувства свободы пленники убьют (с дикой жестокостью) охранников лагеря, сломают двери и символично выбегут через главные ворота на свободу. Из почти 550 заключённых 130 не приняли участие в восстании (остались в лагере), около 80 погибли при побеге. Остальным удалось бежать.

Заканчивается фильм кадром в чистом поле. Мальчишка Шломик, хромая, бежит куда-то в закат. С ним, с его дыханием родится уже совсем другой герой. Герой-мститель, взращённый в концлагере.

Окончательную правду раскроют финальные титры. Оставшихся в лагере на следующей день убьют, немцы найдут ещё 170 беглецов. 90 человек выдадут местные жители. До конца войны дожили лишь 53 участника восстания. Собибор было решено сровнять с землёй, чтобы стереть следы преступления и немецкого позора. Шломик в Южной Америке будет искать скрывающихся от следствия фашистов. Там же расскажут и про дальнейшую судьбу Печерского.

Кадр из фильма «Собибор», реж. Константин Хабенский

В этой рецензии я не зря так много обращаюсь к истории. Подвигу Печерского при жизни не придадут должного внимания. Он будет воевать практически до конца войны. Потом его не пустят на Нюрнбергский процесс, на премьеру фильма с Рутгером Хауэром (1987 год), а телевизионное объединение «Экран» откажет ему в экранизации его дневников. Александр Аронович трудился на скромных работах и умер в 1990 году почти в забвении. На евреев в Советском Союзе смотрели искоса.

Его дочь потом расскажет, что в Ростов-на-Дону, где жил после войны Печерский, приходили сотни писем с благодарностью. А сам Печерский никогда не думал о том, что у него нет наград и признания.

Понятно, что режиссёрский дебют Хабенского ещё разберут по косточкам, найдут погрешности и под лупой будут рассматривать каждую деталь, но так ли это важно? Картина «Собибор» такое же письмо, послание – не забывайте про то, что было. Про чудовищные страницы истории и про подвиги людей.

  • Опубликовано в №78 от 08.05.2018
Областная газета Свердловской области