«Колядовцы» в «Донбассе», жизнь мигрантов и музыкальное «Лето»: итоги 71-го Каннского кинофестиваля

Сергей Колесов и Светлана Колесова (справа) в одном  из тех самых гротескных эпизодов фильма «Донбасс». Кадр из фильма «Донбасс», реж. Сергей Лозница

Сергей Колесов и Светлана Колесова (справа) в одном из тех самых гротескных эпизодов фильма «Донбасс». Кадр из фильма «Донбасс», реж. Сергей Лозница

Во Франции завершился 71-й Каннский международный кинофестиваль. Жюри, возглавляемое в этому году актрисой Кейт Бланшетт, раздало призы: «Золотую пальмовую ветвь» получил японский режиссёр Хирокадзу Корээда и его картина «Магазинные воришки». В программе «Особый взгляд» (второй по уровню после основной) украинский режиссёр Сергей Лозница с фильмом «Донбасс» получил приз за лучшую режиссуру. Роли в этой картине исполнили артисты екатеринбургского «Коляда-театра».

Для начала стоит сказать про 71-й Каннский кинофестиваль. По воле директора фестиваля Тьерри Фремо он претерпел некоторые изменения. Вступил в силу запрет на селфи на красной ковровой дорожке. В жюри женщин больше, чем мужчин. Обновился состав участников: в этом году в Канны приехало много дебютантов, а обладатель «Золотой пальмовой ветви» был всего один – турецкий режиссёр Нури Бильге Джейлан.

Запомнятся прошедшие Канны большим представительством российских кинематографистов. Двое – Сергей Дворцевой и его работа «Айка» и Кирилл Серебренников с картиной «Лето» – были представлены в конкурсной программе. Серебренников, в силу того, что находится под домашним арестом по обвинению в хищении средств, присутствовать в Каннах не смог.

Кроме того, режиссёр Андрей Звягинцев стал первым россиянином в XXI веке, вошедшим в состав основного жюри фестиваля. Молодой кинематографист Кантемир Балагов стал членом жюри в «Особом взгляде». В конкурс студенческих работ попал Игорь Поплаухин («Календарь»), а в «Неделе критики» показали короткометражку Михаила Бородина «Я нормальный».

Сергей Лозница по факту является украинским режиссёром. Однако кино он делает на русском языке и с российскими актёрами. Так, в «Донбассе» сыграли свердловские артисты – Сергей Колесов, Светлана Колесова, Константин Итунин, Ирина Плесняева и другие. Всего в съёмках было задействовано восемь артистов из «Коляда-театра».

Сергея Колесова вообще можно назвать постоянным актёром Лозницы. Он сыграл во всех четырёх художественных картинах режиссёра. Начал с небольшого эпизода в картине «Счастье моё» (2010), а затем снимался в «В тумане» (2012), в «Кроткой» (2017) и теперь вот в «Донбассе». При этом в 2012 году актёра «Коляда-театра» вместе со съёмочной группой также приглашали в Канны, как и в этот раз. К слову, в прошлом году на фестивале показывали «Кроткую», в которой главную роль исполнила Василина Маковцева – также актриса «Коляда- театра». Тут можно добавить, что все игровые картины Лозницы в той или иной программе, но показывали на Каннском кинофестивале.

«Донбасс» – история о жизни самопровозглашённых Донецкой и Луганской народных республик во время военного конфликта и после него. Не посмотрев картину, невозможно давать ей какую-либо оценку. Из рецензий критиков понятно, что в фильме нелинейное повествование и состоит оно из разных гротескных, гиперреалистических сцен, но в итоге они сходятся в единый пазл. Сам режиссёр не скрывал, что такой приём понравился ему в скандальной картине 1974 года «Призрак свободы» Луиса Бунюэля. Неизвестно, когда российские зрители смогут (и смогут ли вообще) увидеть картину.

Не менее важный и ценный приз – за лучшую женскую роль – у Самал Еслямовой – исполнительницы главной роли в фильме Сергея Дворцевого «Айка». Да, приз разделят между собой Казахстан, Россия, Польша, Германия и Китай. Но как же приятно слышать со сцены русскую речь. «Айка» – рассказ о киргизской мигрантке, которая всеми силами пытается выжить в Москве. Она вынуждена работать днём и ночью, чтобы как-то выжить, а вместе с тем у неё рождается ребёнок и за ней охотятся полиция, бандиты и работодатели…

Порадоваться стоит и за Игоря Поплаухина. Студент Московской школы нового кино в конкурсе «Синефондасьон» получил приз за работу «Календарь». Он разделил второе место с китайским режиссёром Шен Ди.

Фильм «Лето» не получил главной награды. Хотя жюри из журналистов присудило картине про Виктора Цоя приз за лучший саундтрек. Его получили участники группы «Звери» – Рома Зверь (Билык) и Герман Осипов.

Увы, Россия вновь без «Золотой пальмовой ветви». Единственным полнометражным российским фильмом, который выиграл главный приз фестиваля, остаётся картина «Летят журавли» Михаила Калатозова, удостоенная награды в 1958 году..

  • Опубликовано в №86 от 22.05.2018 под заголовком «Колядовцы» в «Донбассе», жизнь мигрантов и музыкальное «Лето»: итоги Канн-2018»
Областная газета Свердловской области