Темы дня

«Кинотавр-2018»: отцы и дети

В предстоящие выходные в Сочи стартует 29-й Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр». Кадр из фильма «Война Анны», Реж. Алексей Федорченко

В предстоящие выходные в Сочи стартует 29-й Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр». Кадр из фильма «Война Анны», Реж. Алексей Федорченко

В предстоящие выходные в Сочи стартует 29-й Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр». Главный смотр отечественного кино, подходя к своему юбилею, стремится с каждым годом удивлять и набирать, скажем так, вес. В этом году «Кинотавр» приготовил свои сюрпризы. Корреспондент «Областной газеты» будет вести для читателей репортажи с кинофорума, а пока – всё самое интересное, что нужно знать перед его стартом.

На пороге 30-летия

Президент Московского международного кинофестиваля (ММКФ) Никита Михалков как-то сравнил ММКФ с мужчиной в самом расцвете сил. В этом плане «Кинотавр» можно назвать мужчиной на пороге зрелости. В следующем году фестиваль отметит юбилей, а пока начинает к нему готовиться.

Серьёзному мужчине, конечно же, полагается иметь костюм. Так, в этом году костюмы (он же дресс-код) ввели для журналистов. Если вы хотите работать на красной ковровой дорожке (то есть на открытии и закрытии), то будьте любезны надеть костюм и рубашку. В противном случае вас просто не пустят. Ну и что такого, спросите вы. Однако это говорит о том, что «Кинотавр» стремится набрать этот самый вес. К примеру, на крупных европейских кинофестивалях дресс-код есть давно. В Сочи его ввели впервые.

Второе изменение более глобальное. В этом году помимо основной программы, включающей в себя 12 фильмов, представлена полная программа дебютов. В первом самостоятельном конкурсе «Кинотавр. Дебют» (жюри возглавил кинокритик Андрей Плахов) будет восемь полнометражных работ. Ранее, напомним, дебютные фильмы включались в главную программу, и для них существовал отдельный приз. Это, условно говоря, пошло на пользу основному смотру, который стал сильнее и сбалансированнее, поскольку составлен из работ лауреатов и постоянных участников «Кинотавра».

К изменением можно отнести и то, что фестиваль, во-первых, опять проходит довольно рано – со 2 по 10 июня (тут в дело вмешался чемпионат мира по футболу), а во-вторых, на день дольше.

От «Лета» до слонов и футбола

Откроется фестиваль фильмом Кирилла Серебренникова «Лето», а закроется документальной лентой «Дело Собчака» Веры Кричевской. Кинокритики уже успели сказать, что две эти картины образуют собой некое политическое высказывание, чего на «Кинотавре» ранее не было.

Так или иначе, в этом году и сама конкурсная программа составлена едва ли не на треть из независимого кино, снятого без госсподдержки. Конечно, подробно рассказать про все 12 фильмов не представляется возможным. Так что давайте остановимся на самых любопытных.

«История одного назначения» (Авдотья Смирнова). Новый фильм этого режиссёраоснован на малоизвестной истории из жизни Льва Толстого. Ротный писарь Василий Шабунин ударил офицера и после этого «ЧП» должен быть расстрелян. В его защиту вступается столичный поручик Григорий Колокольцев, который просит помощи у Льва Толстого. Острая история о сложности выбора и верности собственным идеалам. В главных ролях Алексей Смирнов, Евгений Харитонов и опять в драматической роли Ирина Горбачёва.

«Временные трудности» (Михаил Расходников). Даже из двухминутного фрагмента этого фильма становится ясно, что он невероятно тяжёлый. У Саши Королёва врождённая болезнь. Отец мальчика (Иван Охобыстин) выбрал, как ему казалось, единственно правильный способ поставить сына на ноги — относиться к нему как к здоровому человеку. Никакой помощи – всё сам. Увезти в лес и заставить самому, ползком выбираться. Как итог – мальчик справился с болезнью, но возненавидел отца.

«Дядя Саша» (Александр Гордон). Четвёртый фильм Александра Гордона – почти чеховская история о некогда успешном режиссёре, снимающем свой последний фильм. Вся картина строится по принципу «кино о кино». В главных ролях — Сергей Пускепалис, Никита Ефремов, Агния Кузнецова. Много смеха и иронии об актёрах и режиссёрах, а в центре всего этого, конечно, сам Александр Гордон.

«Мира» (Денис Шабаев). Полудокументальный фильм о том, как словак Мира оставляет скучную жизнь в Англии и едет на Донбасс. Но не воевать! Свою миссию Мира видит в реставрации символов СССР – памятников Ленину, шахтерам, рабочим. Актёры в фильме не профессиональные. Выпускник известной разбежкинской школы документального кино вновь на «Кинотавре». И вновь попробует взять приз.

«Русский бес» (Григорий Константинопольский). Только-только все отошли от «Пьяной фирмы», как один из главных эксцентриков российского кино представляет свою новую картину. Молодой дизайнер хочет жениться на девушке из богатой семьи и начинает свой бизнес, но на его пути к успеху то и дело возникает тайный недоброжелатель. Молодой человек прибегает к самым крайним мерам, постепенно распутывая цепочку тайного заговора. Пожалуй, самый «звёздный» фильм «Кинотавра» по составу – Михаил Ефремов, Тимофей Трибунцев, Александр Стриженов, Иван Макаревич, Любовь Аксёнова, Виктория Исакова, Юлия Ауг, Максим Виторган.

Ещё пара слов и про другие работы. К примеру, Анна Матисон представит фильм по «Заповеднику» Сергея Довлатова, который называется «Пушкин. Виски. Рок-н-ролл». Главную роль играет Сергей Безруков. Иван Твердовский (младший) в картине «Подбросы» вновь продолжает исследовать мир аутсайдеров в современном мире и наблюдать за тем, как едва ли не фантастические обстоятельства могут изменить человека.

А единственный фильм, про который известно меньше всего – лента «Слоны могут играть в футбол» Михаила Сегала. Даже на сайте «Кинотавра» стоит лишь такое описание: «Дмитрий – цельный волевой человек. И он легко бы вышел из игры, если бы знал, что играет».

Любимчик «Кинотавра»

Про фильм екатеринбургского режиссёра Алексея Федорченко «Война Анны» стоит рассказать отдельно. Её уже показывали на Роттердамском фестивале, и российские кинокритики оставили только хвалебные рецензии, назвав «Анну» – лучшей работой Федорченко.

Возможно, это и правда так. Режиссёр снял крайне нетипичную для себя картину. С одной, шестилетней актрисой (Марта Козлова), невероятной музыкой от создателей «Амели» и очень сильной операторской работой от Алишера Хамидходжаева. Федорченко писал этот сценарий не со своим постоянным соавтором Денисом Осокиным, а с Натальей Мещаниновой (кстати, фильм Мещаниновой «Сердце мира» также представлен в основной программе).

История про холокост, войну и борьбу за жизнь шестилетней девочки реально может победить (без приза не уедет точно). Конечно, на родине режиссёра этого хочется вдвойне, но Федорченко очень любят на «Кинотавре». Достаточно сказать, что все его полнометражные работы всегда попадали в основной конкурс. В 2005 году «Первые на Луне» стали «Лучшим дебютом», «Небесные жёны луговых мари» в 2013-м отмечены дипломом Гильдии киноведов и кинокритиков, призом за лучший сценарий и операторскую работу. «Ангелы революции» в 2015-м – призом за режиссуру. Только «Овсянки» прошли мимо, но зато получили призы в Венеции.

2015 год, 26-й «Кинотавр». Алексей Федорченко готовится получить приз за лучшую режиссуру. Вероятно, что в этом году он вновь вернётся из Сочи с призом. Возможно, с главным. Фото: Медиа-служба фестиваля «Кинотавр»

Поменялись местами

Про дебюты тоже можно говорить долго. Как и про довольно обширный конкурс короткометражного кино. Оба конкурса довольно сильные. В «Дебютах» свои работы представят Александр Горчилин («Кислота»), Ольга Зуева («На районе», в главной роли с Данилой Козловским), Тимофей Жалнин («Двое»). Жалнин, кстати, свой творческий путь начинал с короткометражкой «F5», которая в 2012 году выиграла Гран-при «Кинотавра». Мелочь, а приятно.

В конкурсе короткого метра можно отметить тенденцию, что свои работы представят многие известные актёры. Так, мы увидим короткометражки от Семёна Трескунова, Марии Шалаевой, Петра Фёдорова, Ксении Раппопорт.

В шутку можно сказать, что нынешний «Кинотавр» = это как отцы и дети. Конечно, дебютантов детьми не назовёшь, но доля правды в этом есть. Иначе как можно объяснить разделение между постоянными участниками «Кинотавра» и молодыми кинематографистами. Так, впрочем, можно именовать и актёров, которые выступят с первыми опытами в кино. Так или иначе, но 29-й фестиваль преподнесёт много интересного и много перемен. Что ж, посмотрим, все ли изменения к лучшему.

Полная программа "Кинотавра" и состав жюри:

В основной конкурс «Кинотавра» вошло 12 фильмов — «Ван Гоги» Сергея Ливнева, «Война Анны» Алексея Федорченко, «Временные трудности» Михаила Расходникова, «Два билета домой» Дмитрия Месхиева, «Дядя Саша» Александра Гордона, «История одного назначения» Авдотьи Смирновой, «Мира» Дениса Шабаева, «Подбросы» Ивана Твердовского, «Пушкин. Виски. Рок-н-ролл» Анны Матисон, «Русский бес» Григория Константинопольского, «Сердце мира» Наталии Мещаниновой и «Слоны могут играть в футбол» Михаила Сегала.

Главой жюри основного конкурса стал режиссер Алексей Попогребский, вместе с ним в состав жюри вошли актриса Оксана Акиньшина, композитор Игорь Вдовин, актёр Игорь Верник, продюсер Евгений Гиндилис, оператор Леван Капанадзе и кинокритик Стас Тыркин.

В новый конкурс «Кинотавр. Дебют» вошли восемь фильмов — «Ваш репетитор» Антона Коломейца, «Глубокие реки» Владимира Битокова, «Дар» Михаила Кукушкина, «Двое» Тимофея Жалнина, «Кислота» Александра Горчилина, «Мертвые ласточки» Натальи Першиной, «На районе» Ольги Зуевой и «Пусть будет Лиза» Игоря Каграманова.

В этом конкурсе будет другое жюри, которое возглавит кинокритик Андрей Плахов. Также в состав жюри этой номинации войдут актриса Равшана Куркова, режиссер Андрей Прошкин, делегат Берлинале Николай Никитин и оператор Михаил Хасая.

  • Опубликовано в №93 от 31.05.2018
Областная газета Свердловской области