От йоги до «Беса»: как устроен 29-й «Кинотавр»

Жюри основного конкурса: слева направо оператор Леван Капанадзе, кинокритик Стас Тыркин, актёры Игорь Верник и Оксана Акиньшина, композитор Игорь Вдовин, режиссёр Алексей Попогребский  и продюсер Евгений Гиндилис. Фото: медиаслужба «Кинотавра»

Жюри основного конкурса: слева направо оператор Леван Капанадзе, кинокритик Стас Тыркин, актёры Игорь Верник и Оксана Акиньшина, композитор Игорь Вдовин, режиссёр Алексей Попогребский и продюсер Евгений Гиндилис. Фото: медиаслужба «Кинотавра»

29-й «Кинотавр» перевалил за половину. Большая часть конкурсных показов уже состоялась, а в коротком метре и вовсе вручили приз. От критиков ждут рецензий, от кинематографистов – интервью. Мы же решили рассказать о том, что происходит вокруг фестиваля и как устроен главный киносмотр страны.

От рассвета до заката

«Кинотавр» начинается… с йоги. Да, ровно в 8:00 на пляже гостиничного комплекса «Жемчужина» – именно здесь располагается штаб кинофестиваля – для гостей и участников начинается йога. Кстати, до конца так и непонятно, кого здесь всё-таки больше – тех или других. В принципе, на «Кинотавр» может поехать каждый. Можно заплатить 12 000 рублей и получить бейдж гостя. Посетить все мероприятия вы вряд ли сможете, но покрасоваться на красной дорожке и увидеть звёзд – вполне.

После йоги начинаются пресс-конференции прошедших днём ранее фильмов. Создатели картины приходят в большой зал и отвечают на любые вопросы. Пиетета перед кем-то тут нет: захотел – спросил. Скорее даже всё как-то расслаблено. К примеру, для некоторых журналистов Алексей Федорченко стал просто Лёшей. Вроде не обиделся.

Показы начинаются после обеда и идут до глубокой ночи. Все они проходят в Зимнем театре, на время «Кинотавра» переоборудованного в кинозал. Перед входом – всем известная красная ковровая дорожка. Давайте пройдёмся по ней.

Селфи – нет, поговорить – пожалуйста

Все гости, журналисты, большие звёзды проходят по дорожке в Зимний зал. Вполне нормальная ситуация, когда рядом с тобой, к примеру, идёт Сергей Гармаш, а время спрашивает Юрий Стоянов. Так, после показа «Войны Анны» мне кто-то наступил на ботинок.

– Извините, – говорит Ксения Собчак. – Я не специально.

Тут принято поздравлять кого-то с удачным фильмом или хватить работу. Имён не запоминают, кто ты и откуда – никто не спрашивает. Фотографы многочисленных СМИ располагаются также на ковровой дорожке.

– Смотрим налево, теперь направо, – шумит толпа людей с камерами. – Теперь прямо. Мария Шалаева, не вертитесь, пожалуйста.

Однако далеко не все охотно отвечают на вопросы и соглашаются на интервью. Договориться прямо там – практически невозможно, как и сделать, например, селфи.

– Я не фотографируюсь, – в очередной раз говорит Алексей Серебряков. – Автограф? Пожалуйста.

– Можно вас хоть с фильмом поздравить? – спрашиваю я.

– Конечно, спасибо, – тут же отзывается Серебряков и протягивает руку. – Мне картина очень понравилась, я её люблю (речь идёт про работу «Ван Гоги» Сергея Ливнева, где актёр сыграл главную роль. - Прим. «ОГ»). Снимали её быстро, пару месяцев всего, в трёх странах. Потом ещё неделю побыл в Израиле.

Ксения Собчак на открытии фестиваля. Ксения приходила на все показы основной программы. А фильм «Дело Собчака», где Ксения выступила сценаристом, покажут на закрытии «Кинотавра». Фото: медиаслужба «Кинотавра»

– Вам что ещё на «Кинотавре» понравилось?

– А, к сожалению, ничего не смог посмотреть. График напряжённый. Вчера прилетел, завтра улетаю. Посмотрю ещё «Русского беса» Григория Константинопольского.

Звенит третий звонок, и мы заходим в зал. Места не обозначены, садись где хочешь. На каждом показе, конечно, аншлаг, но десяток пустых кресел остаётся всегда. Пока свободных мест не осталось только на одном фильме – как раз на «Русском бесе».

Фёдор Бондарчук и Анна Михалкова общаются в непринуждённой обстановке. Фото: медиаслужба «Кинотавра»

Сочи тесен

– Устроили там междусобойчик и никого не пускают, – жалуется мне местная жительница Татьяна, которую я просил показать дорогу. – А мы тоже к ним не ходим. Не хотят – не надо.

Конечно, попасть на показы просто так не получится. Но организаторы сделали бесплатную программу – «Кино на площади». Новинки этого и прошлого года совершенно бесплатно демонстрируются на большом экране перед Зимним театром. Кстати, места для всех желающих находятся вдоль той самой красной дорожки. Показы начинают в полночь, поэтому кресла в основное время и пустуют, попадая в кадр объективов.

Однако никто не запрещает караулить звёзд вокруг театра. Концентрация их тут крайне велика. В центре города или на набережной то и дело натыкаешься на актёров. Доходит до смешного. К примеру, утром я брал интервью у режиссёра Михаила Расходникова, а вечером мы с ним совершенно случайно оказались в одном ресторане за соседними столиками.

Галя, это же Дюжев! Дмитрий, Дмитрий, – кричит женщина и бежит вдоль ограждения. – Как я могла его пропустить?! Дюжев!

Сам актёр сильно смущается.

– Не волнуйтесь, я обратно пойду, сфотографируюсь с вами, – добавляет он, успокаивая женщину.

К слову, получая аккредитацию, подписываешь бумагу, в которой обозначены правила. Одно из главных – в «пляжном» на показы нельзя. Но, судя по всему, на кинематографистов это не распространяется. Шорты, сланцы и майки тут в полном ходу. Многие после одного показа, за получасовой перерыв, успевают дойти до «Жемчужины» и переодеться, чтобы камеры зафиксировали уже другой наряд.

На красной дорожке, как говорится, кто во что горазд: актёр Сергей Бурунов решил дать «пять» зрителямю Фото: медиаслужба «Кинотавра»

И всё-таки отцы и дети

Но, конечно, центром всего остаётся кино. Обсуждения в перерывах не прекращаются ни на минуту. Среди гостей – много отборщиков кинофестивалей по всей России. Есть люди и из Екатеринбурга, например, директор «Кинопробы» Лилия Немченко.

Выделить фаворитов пока сложно. По зрительской реакции и оценкам кинокритиков можно судить, что понравилась «Война Анны» Федорченко, «Ван Гоги» Ливнева и «Дядя Саша» Гордона. Больше всего споров вызвали «Временные трудности» Расходникова. Про «Русского беса» Григория Константинопольского не то что писать, даже говорить трудно. Пока все эмоции сводятся к одной мысли: а что это вообще такое было?! Примечательно, что, по предварительным подсчётам, уже пять картин – в «Дебютах» и «Основном конкурсе» – были посвящены теме отцов и детей.

Так или иначе, но «Кинотавр» близится к своему финалу, который будет 10 июня. Предъюбилейный фестиваль уже преподнёс множество сюрпризов. Интересно, что же тогда будет дальше.

Первый победитель

Быстрее всех раздали призы в коротком метре. Гран-при – у работы «Календарь» Игоря Поплаухина. Эту работу показали в спецконкурсе Каннского кинофестиваля, и там она удостоилась неплохих оценок. Поэтому выбор немного ожидаемый. Если не сказать – предсказуемый.

  • Опубликовано в №100 от 09.06.2018
Областная газета Свердловской области