Не искать правых и виноватых: Гран-при «Кинотавра» у «Сердца мира», а Алексей Федорченко без главных призов

31-летний Степан Девонин получил приз «За лучшую мужскую роль». Кроме того, он является третьим автором сценария фильма. Кадр из фильма «Сердце мира», реж. Н.Мещанинова

31-летний Степан Девонин получил приз «За лучшую мужскую роль». Кроме того, он является третьим автором сценария фильма. Кадр из фильма «Сердце мира», реж. Н.Мещанинова

В Сочи завершился 29-й открытый российский кинофестиваль «Кинотавр». Гран-при получила Наталия Мещанинова с фильмом «Сердце мира», а екатеринбургский режиссёр Алексей Федорченко неожиданно остался без основных призов.

«Кинотавр» – главный российский смотр. «Отборщики» проделывают огромную работу и выбирают действительно всё самое достойное в отечественном кино на данный момент. Да, некоторые фильмы оставляли много вопросов, например, «Мира» Дениса Шабаева, или вызывают большой резонанс, как «Временные трудности» Михаила Расходникова, но откровенных провалов не было. Вдвойне приятно, что созданная в этом году отдельная программа дебютов была крайне сильна и ничем не уступала по уровню основному конкурсу (а иногда и была выше).

Ещё до начала фестиваля сообщество кинокритиков старалось определить главные призы. Все ставили на «Историю одного назначения» Авдотьи Смирновой (в итоге – приз за лучший сценарий) или же на «Подбросы» Ивана И. Твердовского (награды Анне Слю за лучшую женскую роль и Денису Аларкону-Рамиресу как лучшему оператору). Наталию Мещанинову и её «Сердце мира» ставили в числе лидеров, как и Алексея Федорченко с «Войной Анны», но подумать, что жюри таким образом распределит призы, наверное, не мог никто.

Наталию Мещанинову вообще можно поздравить, выражаясь языком спорта, с золотым дублем. В прошлом году фильм по её сценарию (плюс Борис Хлебников, как соавтор и режиссёр) – «Аритмия» – также победил на «Кинотавре» и наделал шуму по всей России, как-то органично встав в противовес звягинцевской «Нелюбви». Примечательно, что и над сценарием «Сердце мира» Хлебников тоже работал. Так что титр «от создателей «Аритмии» всецело оправдывает себя, являясь приманкой для зрителей. Хотя в большой зрительский успех «Сердца мира» пока до конца не верится.

История о молодом ветеринаре Егоре (Степан Девонин и приз за лучшую мужскую роль), который работает в притравочной станции для охотничьих собак, получилась слишком монотонной, похожей на сон. Да, найти время и задуматься над тем, что Егор – сам загнанный зверь, решающий внутри себя конфликт с матерью, можно, но слишком картина получилась эстетской и вряд ли подойдёт широкому зрителю. Сложнее тут найти крючок, за который можно зацепиться. Разве что в очередной раз понять, что сложно в этом мире искать правых и виноватых. Это не хорошо и не плохо. Это такое кино.

Вот и не хочется искать правых и виноватых в жюри, но почему-то тем не менее обидно за Алексея Федорченко, который призов вообще не получил. Да, жюри отметило актрису фильма – восьмилетнюю Марту Козлову – спецдипломом «За создание пронзительного образа войны глазами ребёнка в фильме Алексея Федорченко «Война Анны», но вряд ли это можно назвать утешением.

Пожалуй, лучший за многие годы фильм о войне, невероятно снятый, с необыкновенными для отечественного кино музыкальными и художественными решениями остался на обочине «Кинотавра». Картина, кажется, понравилась на показе всем и не получила ни одного отрицательного отклика, но почему-то жюри словно не заметило достоинство этого большого кино о судьбе маленькой девочки в жерновах Второй мировой войны. По некоторым данным, продюсеры «Войны Анны» в сердцах приняли решение вообще не показывать картину в кинотеатрах, ни в каком виде. Хочется верить, что обида отойдёт на второй план и ни в чём не повинные зрители не пострадают.

В этом плане непонятно решение отдать приз за режиссуру Григорию Константинопольскому. Его «Русский бес» хоть и стал самой динамичной картиной фестиваля, но в конце превратился в кровавый (и смысловой) компот о 90-х, «нулевых» и современной России. Символично, что прямо на сцене режиссёр заявил, что свой приз отдаёт Ивану Макаревичу – исполнителю главной роли в фильме. А вот это правильно. Макаревич, наверное, тоже мог рассчитывать на большее – приз за лучшую мужскую роль.

Зато лучше оказалась предсказуемость в конкурсе дебютов. Фильм Александра Горчилина «Кислота» ещё до показа окрестили «манифестом поколения двадцатилетних». После такого почему-то сразу было понятно, кто выиграет дебюты. Как, впрочем, награду прочили и фильму Владимира Битокова «Глубокие реки». После успеха «Тесноты» Кантемира Балагова ещё один выпускник всё той же мастерской Александра Сокурова в Нальчике был главным претендентом на победу после Горчилина. Так места распределялись ещё до показов. Так они распределились и после: в программе «Дебют» Гран-при досталась двум картинам – «Кислоте» и «Глубоким рекам».

Полный список победителей

ГЛАВНЫЙ ПРИЗ КИНОФЕСТИВАЛЯ «КИНОТАВР»

СЕРДЦЕ МИРА, реж. Наталия Мещанинова

ПРИЗ «ЗА ЛУЧШУЮ РЕЖИССУРУ»

РУССКИЙ БЕС, реж. Григорий Константинопольский

ПРИЗ «ЗА ЛУЧШУЮ ЖЕНСКУЮ РОЛЬ»

АННА СЛЮ («Подбросы», реж. Иван И. Твердовский)

ПРИЗ «ЗА ЛУЧШУЮ МУЖСКУЮ РОЛЬ»

СТЕПАН ДЕВОНИН («Сердце Мира», реж. Наталия Мещанинова)

ПРИЗ «ЗА ЛУЧШУЮ ОПЕРАТОРСКУЮ РАБОТУ»

ДЕНИС АЛАРКОН-РАМИРЕС («Подбросы», реж. Иван И. Твердовский)

ПРИЗ ИМ. Г. ГОРИНА «ЗА ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ»

АВДОТЬЯ СМИРНОВА, АННА ПАРМАС, ПАВЕЛ БАСИНСКИЙ («История одного назначения», реж. Авдотья Смирнова)

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДИПЛОМ ИМ. М. ТАРИВЕРДИЕВА «ЗА МУЗЫКАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ФИЛЬМА» С ФОРМУЛИРОВКОЙ ЖЮРИ

ЛЕОНИД ДЕСЯТНИКОВ, АЛЕКСЕЙ СЕРГУНИН («Ван Гоги», реж. Сергей Ливнев)

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДИПЛОМ ЖЮРИ

«За создание пронзительного образа войны глазами ребенка в фильме Алексея Федорченко «Война Анны»

МАРТА КОЗЛОВА («Война Анны», реж. Алексей Федорченко)

ПРИЗ ИМЕНИ ДАНИИЛА ДОНДУРЕЯ ГИЛЬДИИ КИНОВЕДОВ И КИНОКРИТИКОВ РОССИИ

СЕРДЦЕ МИРА, реж. Наталия Мещанинова

ПРИЗ ЗА ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ КОНКУРСНОЙ ПРОГРАММЫ «КИНОТАВР. ДЕБЮТ»

ГЛУБОКИЕ РЕКИ, реж. Владимир Битоков

КИСЛОТА, реж. Александр Горчилин

ГЛАВНЫЙ ПРИЗ КОНКУРСА «КИНОТАВР. КОРОТКИЙ МЕТР»

КАЛЕНДАРЬ, режиссёр Игорь Поплаухин

ДИПЛОМЫ ЖЮРИ КОНКУРСНОЙ ПРОГРАММЫ «КИНОТАВР. КОРОТКИЙ МЕТР»

«За поиск»

НОВАЯ МОСКВА, режиссёр Тамара Дондурей

«За героиню»

ШЕСТЬ ДВА ВОСЕМЬ, режиссёр Анна Кузнецова

«За образ»

РЫБНЫЙ ДЕНЬ, режиссёр Дмитрий Корсаков

ПРИЗ ГИЛЬДИИ КИНОВЕДОВ И КИНОКРИТИКОВ РОССИИ

«За оригинальное решение традиционной темы расставания в духе новейшего времени»

ПРОЩАЙ, ЛЮБИМЫЙ!, режиссёры Александр Цыпкин, Ксения Раппопорт, Павел Капинос

ДИПЛОМЫ ГИЛЬДИИ КИНОВЕДОВ И КИНОКРИТИКОВ РОССИИ

«За остроумное изображение циклической механики вымогательства»

ВЗЯТКА, режиссёр Алексей Харитонов

«За точность социально-психологического анализа обыденной дорожной ситуации»

ДТП, режиссёр Анна Дежурко

  • Опубликовано в №101 от 14.06.2018
Областная газета Свердловской области