В Свердловской области подвели итоги IV Молодёжного фестиваля «ЭтноКино». В конкурсной афише были представлены десять фильмов этнографической тематики со всей страны.
Фестиваль «ЭтноКино» проводится каждые два года. Нынешний форум подарил очень насыщенную программу: из 200 присланных в оргкомитет работ мы действительно увидели лучшее, что было снято молодыми авторами на этнотематику. Особенностью нынешней подборки можно смело назвать широкое разнообразие жанровой и содержательной направленности. Нашему вниманию были представлены и фильмы телевизионного формата, и документальное кино в чистом виде, и этнографические работы – на грани науки и кинематографа, и даже игровая картина.
Что касается тем, то благодаря фестивалю зрителям удалось познакомиться с коми, манси, удмуртами, нанайцами, татарами и другими национальностями.
Гран-при фестиваля «ЭтноКино» удостоен Альберт Самойлов (Дальневосточная киностудия) – создатель картины «Театр «Бури». Далеко не все смогут с первого раза угадать, на какой слог делать ударение в слове «бури». «БурИ» – в прошлом это название нанайского стойбища, на месте которого сегодня находится город Хабаровск. Необычный театральный коллектив, состоящий из представителей аборигенов и метисов Приамурья, фактически на сцене осуществляет презентацию своей культуры. И в течение фильма мы будто проживаем вместе с героями достаточно эмоциональную, полную перипетий маленькую жизнь.
Ещё один фильм, отмеченный жюри и призом «Областной газеты», – «Солнышко за полярным кругом» питерских авторов Александры Терёхиной и Александра Волковицкого. Для них это была своего рода кинопроба, но подошли к ней они крайне серьёзно. Целый год режиссёры провели в экспедиции… в тундре, вместе с кочевниками. Именно столько длится полный хозяйственный цикл семьи оленеводов. Только представьте, каково было людям абсолютно из другого, комфортного, цифрового мира – отказаться практически от всего и принять уклад жизни кочевников Ямала.
Главные герои картины – дети семей тундровиков. Дети, которые уже в 6–7 лет сами пробуют управлять оленями, а в школьном возрасте вполне могут самостоятельно поставить чум. Известно, что в 7 лет ребёнка забирают от родителей и отправляют в интернат, чтобы он мог получить образование. Там он учится жить по часам, спать на кровати, форсированно осваивает русский язык. А домой приезжает только на каникулы.
А между тем у кочевников совсем иной подход к воспитанию, нежели у нас – в тундре на ребёнка влияют ненавязчиво, исключительно наблюдением. Считается, что моральные ценности он воспримет потом, во многом видя пример родителей.
В летнем стойбище авторы картины познакомились с мальчиком Хасаватом. Он должен был отправится в нулевой класс, но они подготовили за это время его сразу в первый…
Такой фильм полностью отвечает манифесту фестиваля «ЭтноКино» – показывать не только исторически сложившиеся традиции, но и их трансформацию во времени. Организаторам фестиваля всегда было важно, чтобы режиссёры, а значит, и зрители видели не законсервированную на паузе, живую культуру, её эволюцию.
Чтобы пообщаться с Александрой Терёхиной и Александром Волковицким, авторами картины "Солнышко за полярным кругом", нам нужно было проявить терпение - этот дуэт постоянно находится в экспедициях. Только они вернулись из очередной поездки и вышли на связь, как сообщали нам, что им срочно пришлось ехать в Воркуту. Это какая-то другая жизнь - чуждая нам с вами, но манящая, интересная, полная научных и кинематографических открытий.
- Александра, подкупает, что во время съёмок вы провели вместе с героями фильма "Солнышко за полярным кругом" в тундре целый год. Были сомнения, отправляться ли в такое длительное путешествие?
- Мы с Александром — антропологи (или этнографы, этнологи), уже давно проводим исследования в Ямало-Ненецком автономном округе. Но раньше они были, как правило, непродолжительными. А поездка, в котором был снят фильм, - это была наша давняя профессиональная мечта. Мы запланировали провести годовой хозяйственный цикл в ненецкой семье оленеводов-частников Ямальского района, изучая повседневную жизнь, социально-экономическое положение, инновации в культуре кочевников. Особенно любопытно нам было остановиться на изучении кочевого образования, а именно на работе кочевого детского сада. Для того, чтобы увидеть процесс изнутри, я устроилась кочевым воспитателем и в течение года вела экспериментальную группу. Ещё одна важная задача, которую мы ставили перед собой — это популяризация науки и знания о культуре народов Севера. Для этого создали сайт экспедиции (yamalexpedition.ru), на котором выкладывали дневники и фотографии. Информация дублировалась в социальных сетях, в этом нам помогала наша «материковая» команда. Изначально, кстати, у нас не было цели снять фильм, в голове не было предварительного сюжета. Мы снимали на видео и фотографировали много, когда не были заняты хозяйственными делами. Но из этого получилась картина, которую мы решили отправить на "ЭтноКино".
- В фильме очень много любопытных, необычных фактов о жизни кочевого народа, расскажите о тех, что стали открытием для вас?
- Мы, конечно же, неплохо представляли себе жизнь оленеводов и кочевали с ними ранее, поэтому практически всё в тундре было знакомо.
Но есть вещи, которые можно осознать, только на себе и в течение длительного времени. Например, что тундровые ненцы едят гораздо меньше, чем люди в городе. Та группа семей, с которой мы жили год, рыбу едят больше, чем мясо (в летнее время оленей не забивают на питание, потому что они линяют – чтобы шкура не пропадала). Вроде бы мы знали об этом в целом и раньше, но тут почувствовали на на себе (улыбается). Ну и конечно, специально записывали наш ежедневный рацион в дневники.
- Какие трудности вам приходилось преодолевать во время путешествия?
- В начале нам непросто было найти себе место и дело, встроиться в ритм жизни кочевой семьи и стать полезными. А самое сложное время для нас обоих было осенью — в октябре-ноябре. В октябре выпал снег, встали реки и нам надо было быстро кочевать к нартам с зимними вещами, а дальше — на зимние пастбища. Похолодало резко, одежда была демисезонная, чум без тёплых покрышек. Каслать (кочевать) приходилось по несколько дней подряд. Световой день стал очень коротким, поэтому большую часть работы приходилось делать в темноте. К тому же кончился бензин, мы не могли заводить генератор и жили при керосиновой лампе. По маршруту было мало дров (дрова в тундре это кусты полярной ивы) и обычно далековато от чума, поэтому мы старались их экономить.
Для меня как для девушке порой было сложно жить при отсутствии личного пространства в чуме, ведь невозможно уйти в другую комнату. Саша же к этому относился гораздо спокойней.
Александра Терёхина и Хасавако (на переднем плане) на занятии в чуме. Фото: www.yamalexpedition.ru
- В фильме вы рассказываете, что подготовили мальчика Хасавако к 1 классу - поделитесь этой историей, как с ним занимались, зачем вообще за это взялись?
- История с Хасавако для нас особенная и очень значимая. На то время в школе-интернате действовала система подготовительных или «нулевых» классов. Тундровые малыши сначала год проходили подготовку, привыкали к интернату, а потом шли в первый класс. В этом есть свои минусы, поскольку в основном дети попадали в первый класс уже в 8 лет. Два года назад нулевые классы вообще отменили из-за несоответствия с федеральным законодательством, что ещё хуже, но это отдельная тема. В 2015-м мы с Костей и Алей решили, что я буду готовить Хасавако сразу в первый класс, с пропуском нулевого. Хасавако очень любознательный парень, ему всё интересно, он всё хочет попробовать. Он схватывал на ходу, моментально выучил буквы. Помимо общих занятий с кочевой группой детского сада, мы с ним занимались дополнительно – благо жили в одном чуме. Правда, когда дело дошло до чтения, всё пошло гораздо медленнее, но мы не сдавались и читали понемногу каждый день. В конце августа он улетел и, как мы и планировали, поступил в первый класс.
- Мы уже поняли, что останавливаться на этом вы не собираетесь, и после экспедиции, снятой в фильме, было несколько других. Можно ли ждать от вас новых фильмов?
- Это лето мы работаем на Полярном Урале параллельно с геоботаническими исследованиями оленьих пастбищ. Мы общаемся с оленеводами на тему состояния пастбищ и практик выпаса, вместе с ними наносим на карту маршруты кочевания, собираем мнения по современным проблемам оленеводства и способам их регуляции. В начале мы кочевали вместе с совхозной бригадой к их летовке глубоко в горах и немного задержались (поэтому, кстати, и пропустили итоги фестиваля). В данный момент направляемся в Воркуту, а оттуда – к берегу Карского моря, где проводит лето большая группа оленеводов. Домой, в Петербург вернёмся, наверное, уже в начале сентября.
Иван ГОЛОВНЁВ, директор фестиваля «ЭтноКино», режиссёр, этнограф:
- Что касается фильма «Солнышко за полярным кругом», то это уникальный кинопроект. Авторы – профессиональные исследователи – полностью погружаются в этнокультурную среду ненцев Ямала. Это не та история, когда киногруппа прилетает на стойбище, и не глуша винтов вертолёта, наскоро снимает поверхностные этнографические картинки. В данном случае авторы не просто снимают кино, они проживают его, и делают это вместе с героями фильма. Наш фестиваль не мог не обратить внимание на эту работу, и я очень благодарен «Облгазете» за выбор в пользу этой картины.
– К сожалению, в этом году в афише фестиваля не было работ свердловских режиссёров. Что бы вы посоветовали нашим авторам, дабы через два года мы смогли увидеть их в конкурсной программе?
- Если отталкиваться от формата, близкого фестивалю «ЭтноКино» и меня лично, я бы рекомендовал режиссёрам не посвящать себя лишь технической стороне фильмопроизводства в ущерб внутренним качествам и содержанию киноисторий. Знаете, смотришь многочисленные работы вроде бы разных авторов, но выполненные будто одним режиссёром-роботом: летающие камеры, клиповый монтаж, глянцевые эффекты и прочие подобные ремесленные дела, а в содержании – пустота, отсутствие жизни. Средний Урал был и остается богатейшим полем для создания этнографического кино, надо лишь быть чутче к живущим на его территориях сюжетам и темам, суметь уловить их особинку и транслировать это на экране.
– Находясь внутри процесса, как считаете, на какие бы темы (народы) сегодня необходимо обратить внимание, если речь идёт именно о нашем регионе?
- Не стал бы ограничивать круг тем или народностей. В Свердловской области проживает, как известно, порядка полутора сотен национальностей. Именно это разнообразие я имел ввиду, говоря о поле для работ этнокинематографистов. Ориентируясь на опыт проекта «ЭтноКино», могу припомнить вопрос, прозвучавший на одной из презентаций: «Вы работаете на территории области уже 10 лет, вы ещё не все народности-то сняли?» Ответом было решительное «нет». С одной стороны, количественно «нет». А с другой стороны, современная культурная эволюция развивается стремительными темпами, и даже за те 10 лет, что мы снимали на Урале, очень многое в облике этнических сообществ изменилось до неузнаваемости. Культура – это не статика, это – движение, и кино – это движение, наша задача – держать руку на пульсе времени, и вести эту яркую этнокинолетопись…
- Опубликовано в №122 от 13.07.2018