Культура 12 июля 2018, 18:40

Полное погружение в… «ЭтноКино»

Ненцы Ямала считают, что дети поддерживают гармонию на ограниченном пространстве чума... Кадр из фильма "Солнышко за полярным кругом", реж. А. Терёхина, А. Волковицкий

Ненцы Ямала считают, что дети поддерживают гармонию на ограниченном пространстве чума... Кадр из фильма "Солнышко за полярным кругом", реж. А. Терёхина, А. Волковицкий

В Свердловской области подвели итоги IV Молодёжного фестиваля «ЭтноКино». В конкурсной афише были представлены десять фильмов этнографической тематики со всей страны.

Фестиваль «ЭтноКино» проводится каждые два года. Нынешний форум подарил очень насыщенную программу: из 200 присланных в оргкомитет работ мы действительно увидели лучшее, что было снято молодыми авторами на этнотематику. Особенностью нынешней подборки можно смело назвать широкое разнообразие жанровой и содержательной направленности. Нашему вниманию были представлены и фильмы телевизионного формата, и документальное кино в чистом виде, и этнографические работы – на грани науки и кинематографа, и даже игровая картина.

Что касается тем, то благодаря фестивалю зрителям удалось познакомиться с коми, манси, удмуртами, нанайцами, татарами и другими национальностями.

Гран-при фестиваля «ЭтноКино» удостоен Альберт Самойлов (Дальневосточная киностудия) – создатель картины «Театр «Бури». Далеко не все смогут с первого раза угадать, на какой слог делать ударение в слове «бури». «БурИ» – в прошлом это название нанайского стойбища, на месте которого сегодня находится город Хабаровск. Необычный театральный коллектив, состоящий из представителей аборигенов и метисов Приамурья, фактически на сцене осуществляет презентацию своей культуры. И в течение фильма мы будто проживаем вместе с героями достаточно эмоциональную, полную перипетий маленькую жизнь.

Ещё один фильм, отмеченный жюри и призом «Областной газеты», – «Солнышко за полярным кругом» питерских авторов Александры Терёхиной и Александра Волковицкого. Для них это была своего рода кинопроба, но подошли к ней они крайне серьёзно. Целый год режиссёры провели в экспедиции… в тундре, вместе с кочевниками. Именно столько длится полный хозяйственный цикл семьи оленеводов. Только представьте, каково было людям абсолютно из другого, комфортного, цифрового мира – отказаться практически от всего и принять уклад жизни кочевников Ямала.

Главные герои картины – дети семей тундровиков. Дети, которые уже в 6–7 лет сами пробуют управлять оленями, а в школьном возрасте вполне могут самостоятельно поставить чум. Известно, что в 7 лет ребёнка забирают от родителей и отправляют в интернат, чтобы он мог получить образование. Там он учится жить по часам, спать на кровати, форсированно осваивает русский язык. А домой приезжает только на каникулы.

А между тем у кочевников совсем иной подход к воспитанию, нежели у нас – в тундре на ребёнка влияют ненавязчиво, исключительно наблюдением. Считается, что моральные ценности он воспримет потом, во многом видя пример родителей.

В летнем стойбище авторы картины познакомились с мальчиком Хасаватом. Он должен был отправится в нулевой класс, но они подготовили за это время его сразу в первый…

Такой фильм полностью отвечает манифесту фестиваля «ЭтноКино» – показывать не только исторически сложившиеся традиции, но и их трансформацию во времени. Организаторам фестиваля всегда было важно, чтобы режиссёры, а значит, и зрители видели не законсервированную на паузе, живую культуру, её эволюцию.

Иван ГОЛОВНЁВ, директор фестиваля «ЭтноКино», режиссёр, этнограф:

- Что касается фильма «Солнышко за полярным кругом», то это уникальный кинопроект. Авторы – профессиональные исследователи – полностью погружаются в этнокультурную среду ненцев Ямала. Это не та история, когда киногруппа прилетает на стойбище, и не глуша винтов вертолёта, наскоро снимает поверхностные этнографические картинки. В данном случае авторы не просто снимают кино, они проживают его, и делают это вместе с героями фильма. Наш фестиваль не мог не обратить внимание на эту работу, и я очень благодарен «Облгазете» за выбор в пользу этой картины.

– К сожалению, в этом году в афише фестиваля не было работ свердловских режиссёров. Что бы вы посоветовали нашим авторам, дабы через два года мы смогли увидеть их в конкурсной программе?

- Если отталкиваться от формата, близкого фестивалю «ЭтноКино» и меня лично, я бы рекомендовал режиссёрам не посвящать себя лишь технической стороне фильмопроизводства в ущерб внутренним качествам и содержанию киноисторий. Знаете, смотришь многочисленные работы вроде бы разных авторов, но выполненные будто одним режиссёром-роботом: летающие камеры, клиповый монтаж, глянцевые эффекты и прочие подобные ремесленные дела, а в содержании – пустота, отсутствие жизни. Средний Урал был и остается богатейшим полем для создания этнографического кино, надо лишь быть чутче к живущим на его территориях сюжетам и темам, суметь уловить их особинку и транслировать это на экране.

– Находясь внутри процесса, как считаете, на какие бы темы (народы) сегодня необходимо обратить внимание, если речь идёт именно о нашем регионе?

- Не стал бы ограничивать круг тем или народностей. В Свердловской области проживает, как известно, порядка полутора сотен национальностей. Именно это разнообразие я имел ввиду, говоря о поле для работ этнокинематографистов. Ориентируясь на опыт проекта «ЭтноКино», могу припомнить вопрос, прозвучавший на одной из презентаций: «Вы работаете на территории области уже 10 лет, вы ещё не все народности-то сняли?» Ответом было решительное «нет». С одной стороны, количественно «нет». А с другой стороны, современная культурная эволюция развивается стремительными темпами, и даже за те 10 лет, что мы снимали на Урале, очень многое в облике этнических сообществ изменилось до неузнаваемости. Культура – это не статика, это – движение, и кино – это движение, наша задача – держать руку на пульсе времени, и вести эту яркую этнокинолетопись…

  • Опубликовано в №122 от 13.07.2018

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter.
Областная газета Свердловской области