«Драматургом надо родиться»: объявлены лучшие авторы конкурса «Евразия»

  Анна Поздняк
Сцена из спектакля «Научи меня любить», премьера которого состоялась в «Коляда-театре» в мае. Одноимённая пьеса Екатерины Бронниковой и Романа Дымшакова заняла первое место в номинации «Новая уральская драма». Фото: пресс-служба "Коляда-театра"

Сцена из спектакля «Научи меня любить», премьера которого состоялась в «Коляда-театре» в мае. Одноимённая пьеса Екатерины Бронниковой и Романа Дымшакова заняла первое место в номинации «Новая уральская драма». Фото: пресс-служба "Коляда-театра"

Николай КОЛЯДА подвёл итоги конкурса пьес «Евразия». Уже в 16-й раз драматурги боролись не только за похвалу от «солнца русской драматургии» и денежные премии, но и за успешное творческое будущее. Как показывает опыт, «Евразия» – отличный старт для молодых авторов.

В конкурсе «Евразия» могут принимать участие драматурги до 35 лет. Принимаются пьесы только на русском и только оригинальные (не инсценировки). А ещё – современные по языку, духу, форме и написанные за последние два года. Номинации четыре – «Пьесы для большой сцены», «Пьесы для камерной сцены», «Пьесы для детского театра» и «Новая уральская драма». В каждой Николай Коляда выявил трёх призёров. За первое место драматурги получили 25 тысяч рублей, за второе – 15 тысяч рублей и за третье – 10 тысяч рублей.

Но и это ещё не всё. Победа в этом конкурсе — практически гарант того, что тебя заметят, прочтут и поставят. Ведь на фестиваль «Коляда-Plays» (который в этом году вопреки традиции пройдёт осенью) приглашаются театры, которые создают спектакли не только по пьесам Николая Коляды и его учеников, но и по пьесам призёров конкурса драматургов «Евразия».

Мы пообщались с Николаем Колядой о победителях, важности «молодой крови» в драматургии, а также о драмах писательского и театрального мира.

– Николай Владимирович, каждый год «Евразия» насчитывает несколько сотен участников. Чем этот конкурс отличается от других и чем так привлекает молодых авторов?

– Вообще есть разные конкурсы для драматургов, туда пьесы присылают авторы всех возрастов. Хоть тебе 75 лет, хоть живёшь на Луне — присылаешь пьесу, и всё. У меня же есть условия — не старше 35. Особенность конкурса в том, что я пытаюсь найти новые, совсем не заезженные имена. Я читаю все пьесы. И отбираю, отбираю… Если я что-то советую и кого-то глажу по голове, то обратите на это внимание. Прежде всего должны это сделать театры. А кого там Коляда советует? А давайте-ка мы почитаем, а вдруг мы откроем какое-то новое имя. Если это произойдёт, я буду просто счастлив. В позапрошлом году Ваня Андреев, бывший репортёр «4 канала», занял на «Евразии» первое место с пьесой «Боюсь стать Колей». Пьеса действительно блестящая, и прошло совсем немного времени, мне звонит Марина Брусникина, режиссёр МХТ и говорит: «Я буду это ставить». Я чуть в обморок не упал от счастья. Ну и Ваня тоже, естественно. Пьеса сейчас идёт с огромным успехом. Чего ещё больше желать? Для меня это только радость. Я думаю, что места в театре всем хватит.

– Из каких точек земного шара в этом году присылали пьесы?

– Это не имеет никакого значения. Живёшь ты в Туруханске, а пишешь гениально. Живёшь в Канаде, в Монреале, пишешь на русском отвратительно и присылаешь мне на конкурс. Ну и что я теперь должен кланяться Канаде, что ли, а Туруханску говорить до свидания? Я знаю, что присылают со всего света. С Украины, из Латвии, Казахстана, Киргизии, Америки. Конечно, очень много барахла приходит. Но всё равно, навозную кучу разгребая, петух найдёт жемчужное зерно. Когда находишь молодых, неизвестных совершенно, то невероятно радуешься. Потому что известна поговорка: таланту надо помогать, бездарности пробьются сами.

– На своей страничке в Фейсбуке вы начали публиковать отрывки из присланных, но не самых удачных пьес. Не боитесь обидеть конкурсантов?

– Эти цитаты я публикую не потому, что хочу сказать: ой, какой дурак или ой, как плохо пишешь. Если ты неглупый человек, собираешься заниматься театром, то почитай внимательно другими глазами эти отрывки. Пойми, что тебе Коляда добра хочет. Пиши иначе, пробуй себя по-другому. Если ты действительно хочешь работать для театра. Многие писатели сегодня думают, что это лёгкий заработок. Поэты ничего не получают, хоть запишись, совсем мало прозаиков, кто может прожить только на литературный труд. А драматургия… Кажется, что это очень простая вещь. Написал пьесу, актёры расскажут её на разные голоса – и ты начнёшь получать проценты за сборы от спектаклей. На самом деле драматургом надо родиться. Надо, чтобы театр был в крови.

– А что сегодня волнует молодых драматургов? Какие темы поднимают в своих пьесах?

– Тенденций выделить не могу. Все пишут какую-то общую «большую пьесу» о том, как найти своё место под солнцем, как выжить в этом страшном мире. Тема этой «пьесы»: жажда жизни, любви к ней. Мне кажется, что это абсолютно нормально. Жить хочется, особенно молодым. Хочется жить хорошо и красиво. Чтобы был мир, дружба, чтобы не было войны…

– В номинации «Пьеса для большой сцены» победителем стал Алексей Битюцких с пьесой «Я – Настя»? Чем зацепила эта работа?

– Я сначала прочитал её, думаю: боже, какой парень талантливый, просто с ума сойти. Естественно, поискал в Интернете. Прочитал, что он живёт в Волгограде, сколько ему лет. Что, оказывается, на «Любимовке» в позапрошлом году читали его пьесы… А пьеса «Я – Настя» совершенно необычная. У Алексея идёт какой-то монолог, причём это не монолог даже… А чёрт-те какое действие. Какой-то зрительный ряд, который ты представляешь перед глазами. Она ни на что не похожа. Есть драматурги, скажем, Вася Сигарев, Олег Богаев, мои ученики. Если я возьму какую-нибудь пьесу, начну читать и не прочту имя автора, я всё равно узнаю их. Потому что их не спутать ни с кем, они не похожи ни на кого. У Алексея, мне кажется, совершенно особый язык.

– Пьеса «Научи меня любить», занявшая первое место в номинации «Новая уральская драма», уже с мая идёт в вашем театре. Сразу ли после прочтения вы поняли, что нужно ставить и как можно скорее?

– Эту пьесу написали мои ученики Роман Дымшаков и Екатерина Бронникова. Я включил её в лонг-лист конкурса ещё в апреле. Пришёл в полный восторг и сказал: я буду первым, кто поставит эту пьесу. Точно так же в своё время вышло с пьесой «Наташина мечта» Ярославы Пулинович. Я прочитал, пришёл в восторг и сказал: «Так, немедленно приступаем к репетициям». У меня частный театр, я могу поменять планы в любой момент. «Научи меня любить» мы репетировали очень быстро. За месяц сделали спектакль и такой, что на него идут толпами. Никакой рекламы нет, есть лишь аннотация: ему 17, ей 37, и у них любовь. Уже смешно, да? Или интересно? Такие истории, когда ученики влюбляются в своих учительниц, мы читаем каждый день. И все начинают говорить: соблазнила… А попытаться понять, что же такое там происходит между двумя людьми на самом деле? Пьеса о том, что 17-летний мальчишка влюбился до беспамятства в женщину, старше его на 20 лет. Люди сидят на спектакле с раскрытыми ртами, а в конце все рыдают.

Интервью

Победителем в номинации «Пьесы для большой сцены» стал Алексей Битюцких – молодой автор из Волгограда. Он написал пьесу с интригующим для автора-мужчины названием «Я — Настя» – историю от первого лица. Настя отчаянно пытается стать лучшей версией самой себя. Для этого ходит на семинары, где учат брать от жизни всё. И, о чудо, жизнь даёт ей это «всё». Но вот только перемешав благо со злом.

– Алексей, о вас очень лестно отзывается Николай Коляда. Как давно вы пишете пьесы?

– Я точно не писатель. И в детстве этим не увлекался. Просто начал пробовать по какой-то необходимости. И не знал, куда двигаться с этим. Очень долго формулировал для себя направление. В результате понял, что пишу малобюджетное кино для театра. То есть персонаж рассказывает какую-то историю, больше похожую на пересказ фильма. В пьесе много действия и смен локаций. Я посчитал, что это то направление, которое когда-то будет в современном театре востребовано. С одной стороны, для театра – это дёшево, один актёр на сцене. С другой – интересно для таких людей, как я, которые не ходят в театр, потому что их пугают фамилии Чехов и Шекспир. Им хочется чего-то посовременнее.

– Знали что-то о творчестве Николая Коляды, когда отправляли заявку?

– Пьесы не читал, потому что я их в принципе не читаю. В первую очередь потому, что это технический текст. И я всё время о него спотыкаюсь. Даже о свой собственный.

Но я, естественно, знаю, кто такой Коляда. Потому что он основатель-владелец-сам себе хозяин «Коляда-театра». Одного из самых успешных, если не самого успешного частного театра в стране, про который писал «Форбс» (сейчас все читают «Форбс»).

Он занятой человек, и при этом сам читает все пьесы на конкурсе. А их, как правило, около 200 каждый год.

– Тяжело ли вам было писать от лица Насти, то есть от женского лица?

– Нет, наоборот. По-моему постоянная спонтанность женщин даёт возможность написать любое нелогичное действие, и это легко оправдается тем, что женщины по своей природе более спонтанны. К тому же тип данной девушки мне определённо встречался. Толчком к написанию «Насти» стал сериал «Фарго». Там была героиня с таким же желанием стать лучшей версией самой себя. Я точно помню, как я подумал: о, таких девушек я знаю, неплохо бы про них что-то и мне написать.

  • Опубликовано в №125 от 18.07.2018
Областная газета Свердловской области