Оксимирон vs Гнойный. Год спустя

Оксимирон (слева) и Слава КПСС

Оксимирон (слева) и Слава КПСС год назад подняли интерес к баттлам, однако удержать этот интерес не удалось. Фото: Скриншот трансляции баттла

Эта неделя отметилась сразу двумя знаковыми датами в российской рэп-индустрии. Во-первых, пять лет исполнилось главной площадке рэп-баттлов – Versus. Во-вторых, на этой самой площадке год назад прошёл баттл, который надолго вошёл в историю отечественной рэп-культуры. Оксимирон и Слава КПСС (он же Гнойный) заставили говорить о баттле даже тех, кто никогда и не знал, что это такое. Поэтому особенно интересно, как повлиял баттл на самих исполнителей, что с ними произошло за год и в каком состоянии сейчас российские баттлы?

Оксимирон всё тот же, про Гнойного забыли

По итогам того нашумевшего баттла победу одержал Гнойный, ему отдали предпочтение все судьи. Можно много рассуждать о том, что тексты Оксимирона были глубже и как минимум один из трёх раундов он выиграл. Но не будем. В тот день Слава был хорош, это был его день. Правда, дальше исполнители вновь пошли своими путями.

Оксимирон отправился в концертный тур по городам. Помню, что в Екатеринбурге был огромный ажиотаж, Мирон нисколько не потерял в плане интереса как артист. Возможно, где-то внутри у него до сих пор сидит обида за то поражение, но на публике он его не показывает. Наоборот, благодарит Гнойного за «вовремя снятую корону» и частенько шутит над собой. Солд-ауты (все проданные билеты), в «Ледовом» в Санкт-Петербурге и в «Олимпийском» в Москве ещё раз показали, что Оксимирон гораздо сильнее и популярнее Гнойного как артист. Мирон за год записал несколько треков (один из которых – «Пора возвращаться домой» совместно с «Би-2»). А ещё он пробует себя в роли наставника, но об этом чуть позже.

Что же с Гнойным? У него, судя по всему, дела гораздо хуже. «Хайпанув» на своей победе над известным Мироном, он так и не сумел использовать этот момент. Несмотря на то, что он, в отличие от Оскимирона, записал аж два студийных альбома, успеха они ему не принесли. Первый, «Солнце мёртвых», который был выпущен осенью 2017 года, оказался далёк от привычных треков Славы. То ли так на него повлиял баттл с Оксимироном, то ли были на это другие причины, но альбом получился мрачным, практически во всех треках присутствовала тема смерти. Ну а огромное количество аллюзий (даже в названии альбома) точно наталкивает на мысль о следе Оксимирона в творчестве Гнойного. Совсем недавно Слава выпустил ещё один альбом – «Взрослая танцевальная музыка». Никакой грусти, смерти и тоски. Танцевальная музыка с острыми рифмами делает альбом противоположным предыдущему.

В рэп-баттлах – в том, в чём он действительно силён, Слава больше не участвует, а музыка, которую он делает, имеет куда более узкий круг фанатов и не имеет своего стиля. Неудивительно, что про Славу КПСС довольно быстро забыли, перестали упоминать в прессе. Даже шоу «Успех», в котором снимался Гнойный (а мы помним, что его коронное выражение – антихайп), не привело его к славе.

Если говорить о самом баттле, то про него также довольно быстро забыли. Да, он действительно был историческим и собрал более 35 миллионов просмотров. Но вывести культуру рэп-баттлов на какой-то новый уровень он не смог.

Что с баттлами?

Культура рэп-баттлов, к которой был такой всплеск интереса после выступления Оксимирона и Гнойного, стала резко опускаться на свой обычный уровень. Новая аудитория, которая из-за всей этой шумихи стала интересоваться рэп-поединками, также быстро ушла. Баттл-индустрии нечем было подогревать интерес, нечем было держать аудиторию. Оксимирон против Славы КПСС – лучшее, что было в истории этой культуры. К примеру, Versus устраивал баттл между Гуфом и Птахой, двумя известными исполнителями русского рэпа. Однако ничего из этого не вышло: исполнители просто пришли заработать денег, забывали слова и, казалось, вообще не были готовы.

Versus предпринял попытки ввести новый формат – Fresh blood. В проекте участвуют начинающие исполнители, которыми руководят уже известные рэперы страны. В четвёртом сезоне шоу одну из команд возглавил Оксимирон, однако даже он не может поднять рейтинг этого проекта.

За пять лет существования рэп-баттлы поднялись до определённого уровня, но это их предел. Да, интерес к ним может возрастать, как в случае с Оксимироном и Гнойным, но в конечном итоге остаётся только та самая неизменная аудитория «школьников», которая с интересом наблюдает даже за самыми неудачными баттлами.

  • Опубликовано в №148 от 18.08.2018
Областная газета Свердловской области