Темы дня

Новая страница уральской анимации

Вчера в Первоуральске открылась самая крупная на Урале студия анимации. Фото: Владимир Мартьянов

Вчера в Первоуральске открылась самая крупная на Урале студия анимации. Фото: Владимир Мартьянов

В понедельник в Инновационном культурном центре (ИКЦ) Первоуральска состоялось торжественное открытие Студии анимации. Переоценить значимость этого события трудно, ведь на её создание ушло несколько лет. По сути, она должна стать новым центром уральской анимации, как когда-то Свердловская киностудия.

Что в новом Инновационном культурном центре Свердловской области целых два этажа отдадут под Студию анимации, было ясно давно – с тех пор как была утверждена концепция самого ИКЦ. Но вот её открытие откладывалось несколько лет – старт работы Студии сначала планировали на 2016 год, затем на 2017-й. Обещанного пришлось ждать как раз три года. Но это тот случай, когда спешка могла просто погубить проект. Ведь на Студию анимации возлагаются очень большие надежды.

Золотое время свердловской анимации: от прошлого к настоящему

На Свердловской киностудии Объединение художественной мультипликации появилось в 1973 году. Первые фильмы создавались по произведениям Мамина-Сибиряка и Бажова. К восьмидесятым годам свердловскую анимацию знали уже далеко за пределами области, причём отличить её можно было не только по «уральским» сюжетам, но и по интонации, стилю, технике.

Режиссёры, художники, мультипликаторы работали как на фабрике, переходя с проекта на проект. Это был системный подход, благодаря которому появлялись как масштабные работы, так и замечательное авторское кино. В 90-е уральская анимация получила не только российское признание, но и мировое. Так, в 1990 году на «Оскар» номинируется Александр Петров с картиной «Корова», в 1995-м за фильм «Гагарин» Алексей Харитиди получает «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Мультипликация Алексея Караева – «Добро пожаловать» и «Жильцы старого дома» – удостаивалась Гран-при и первых призов международных фестивалей. Такие имена как Оксана Черкасова, Владимир Петкевич, Сергей Айнутдинов были визитной карточкой анимации нашей страны.

На этаже, где сейчас располагается Студия анимации, открылась выставка, посвящённая известным уральским и российским мультипликаторам. Здесь можно увидеть работы Александра Татарского, Александра Петрова, Алексея Караева, Алексея Харитиди и других мэтров отечественного кино. Фото: Владимир Мартьянов

Надо ли говорить, что ближе к 2000-м из-за тяжёлой ситуации на Свердловской киностудии былая слава уральской анимации начала угасать. Не стало необходимой централизованной силы – режиссёры, мультипликаторы разбрелись по маленьким частным студиям, где каждый пытался выжить как мог, перебиваясь небольшими проектами. Ни у кого не было уверенности в завтрашнем дне. Конечно, в таких реалиях говорить о крупных проектах – сериалах, полнометражных фильмах – не приходилось.

И так было практически по всей стране. Пожалуй, первой выйти из кризиса удалось питерской студии «Мельница», где появилась легендарная мультипликационная сага о трёх богатырях и многое другое, далее государство активно взялось за возрождение «Союзмультфильма». Теперь пришла наша очередь, поскольку новая Студия анимации и должна стать тем центром, собирающим вокруг себя специалистов, которые могут и будут замахиваться на серьёзные работы.

Первоуральская киностудия

Тем более что громкие имена в области есть и сегодня - Нина Бисярина, Анна Буданова, Наталья Чернышёва. Каждая из этих авторов делает фильмы, которые очень высоко ценят во всём мире. И хотелось бы, чтобы новая Студия анимации была интересна именно для режиссёров такого уровня.

Когда проект Студии анимации ещё обсуждался, были предложения на этой же площадке создать и музей анимации. Со временем от этой идеи пришлось отказаться, организаторы поняли, что сконцентрироваться пока нужно на чём-то одном, поэтому выбор был сделан в пользу лаборатории, то есть практики. Возможно, позже к музею удастся вернуться, и скорее всего это будет мультимедийный формат.

А на первом этапе в Студии анимации будут обучать детей. Точнее, уже обучают – первое занятие состоялось 21 августа. С ребятами работают профессиональные аниматоры, режиссёры. Во время открытия Студии анимации как раз шло занятие – в группе 8 человек от 5 до 12 лет, ребята почти не обращали внимания на гостей – настолько они были увлечены. С этой группой занимается художник-мультипликатор Елена Лапшина.

– Для юных аниматоров в Студии созданы все необходимые условия – техническое оснащение, комфорт, – показывает новый класс Елена. – Наши ученики работают за специальными просветными столами, придуманными именно для рисования мультиков. Здесь есть компьютер, где они могут посмотреть уже готовые сцены. Дальше мы планируем набрать ещё одну такую группу. Пока берём всех ребят, без кастинга. Все они любят рисовать, но некоторые не выдерживают – рисовать здесь нужно очень и очень много, и главную роль играет усидчивость. Поэтому остаются только те, кому это по-настоящему интересно.

Занятие первой группы в новой Студии анимации. Фото: Владимир Мартьянов

Но детской анимацией в Студии не ограничатся. Следующий набор будет объявлен уже для студентов и даже выпускников вузов. Казалось бы, чему учить взрослых? Дело в том, что в Студию анимации завезено такое оборудование, работать на котором мечтают все, но немногие умеют.

– Оборудование здесь суперсовременное – специальная программа, планшеты и так далее, – рассказывает художник-аниматор Студии Елена Гусева, – без подготовки не справиться. Но оно даёт очень большие возможности, в том числе делать полный метр и выводить созданное на широкий экран. В России всего три студии (все в Москве), где есть такое оборудование. Многие работают на аналогах, но они более простые – и качество уступает в разы, и сроки другие. Нам, честно скажу, тоже было страшновато подступиться к такой технике, это большая ответственность, но и огромное удовольствие.

Чтобы стало понятнее, на Студии анимации в ИКЦ можно спокойно браться за полнометражные картины, сериалы, фестивальные работы, рекламу – что угодно. Тогда как большинство студий в стране ограничиваются лишь работой над детской анимацией. К слову, такого оборудования нет даже на знаменитой студии «Мельница», поэтому у уральцев есть прекрасная возможность посоперничать с крупными конкурентами.

Вот так работает студия визуальных эффектов (то самое суперсовременное оборудование) - на планшете художник рисует как на бумаге, а специальная программа позволяет выполнять любые задачи по созданию 2D и 3D анимации. Фото: Владимир Мартьянов

На открытии Студии анимации заместитель губернатора Свердловской области Павел Креков в шутку назвал её Первоуральской киностудией. Что ж, всё может быть, ведь условия для этого созданы: современная видеомонтажная, студия “motion capture”, позволяющая освоить уникальную технологию «захвата движения», аудиоаппаратная для записи и сведения звука, чтобы на выходе фильмы отвечали всем современным требованиям, студия визуальных эффектов. Понимая, какие объёмы работ можно здесь выполнять, даже закупили ещё один сервер.

В дальнейшем планируется запустить и «вторую очередь» – ещё один этаж ИКЦ будет отдан под студию ожившей живописи песка.

К оснащению никаких вопросов быть не может – студия укомплектована современнейшим оборудованием. А вот с человеческими ресурсами не всё было ясно. Ведь профессионалы данной сферы в основном живут в Екатеринбурге.

– Я из Екатеринбурга, и просыпаюсь в 5:30 утра, чтобы сюда попасть, – говорит Елена Гусева. – Но когда мне предложили здесь работать, я нисколько не сомневалась, потому что знаю, чего здесь можно добиться в плане кино. На таком оборудовании делались фильмы, получавшие «Оскар»… И у нас амбиции большие. Тем более, что команда подбирается очень серьёзная.

Такого мнения придерживаются практически все сотрудники Студии анимации, кроме того, многие видят решение этой проблемы в корпоративном транспорте.

Перед нами студия «motion capture» – цифровая система, которая с помощью датчиков осуществляет захват трёхмерного изображения. Когда-то в анимации уже был подобный приём – сцена проигрывалась актёрами, а уж потом художник её рисовал. Сейчас всё гораздо проще. Фото: Владимир Мартьянов

– Мне до конца не верится, что открытие произошло, – говорит художественный руководитель Студии анимации Сергей Айнутдинов. – Потенциал у нас очень большой, есть куда серьёзно развиваться. Я надеюсь, что у нас наконец-то появился анимационный центр. Последние годы наши режиссёры, мультипликаторы уезжали в другие города, где была возможность работать. Будем верить, что сейчас ситуация изменится.

Остаётся лишь добавить, что для региона это лучший подарок, который можно было получить в День российского кино.

В Студии анимации две монтажные, поэтому работать можно одновременно над двумя крупными проектами. Фото: Владимир Мартьянов

Студия сведения звука. Кстати, в ИКЦ можно будет работать над озвучанием не только анимационных картин, но также художественных и документальных. Фото: Владимир Мартьянов

В День российского кино на одном этаже со Студией анимацией был открыт и новый кинозал по программе Фонда кино, где теперь можно будет знакомиться с готовыми работами мультипликаторов. Фото: Владимир Мартьянов

Кстати

25 августа прошла Всероссийская акция «Ночь кино». 114 площадок Свердловской области собрали в этом году более 26 500 человек.

  • Опубликовано в №154 от 28.08.2018
Областная газета Свердловской области