Темы дня

«Интермузей»: попытка оформить победный дубль

первые сотрудники Музея истории Екатеринбурга

Фото: Музей истории Екатеринбурга

В Москве в ЦВЗ «Манеж» стартовал XXI международный фестиваль «Интермузей». Со временем это мероприятие стало одним из главных событий года в музейной сфере страны. Ежегодно фестиваль объединяет более 400 музеев из России, а также более 3000 специалистов, участвующих в мероприятиях профессиональной деловой программы. В рамках форума традиционно проводится конкурс «Интермузей-2019», где практически каждый год за победу борются и свердловские проекты.

Конкурс «Интермузей» проводится в три этапа, победителей объявляют в заключительный день фестиваля. В этом году организаторы предусмотрели четыре номинации, в двух из которых приняли участие коллективы нашего региона. В категории «Лучший проект, направленный на межрегиональное взаимодействие» во второй тур конкурса отобрался Екатеринбургский музей ИЗО с выставкой «Владелица Красного коня». Дар Казимиры Басевич музеям России». Эта экспозиция, напомним, открылась в августе прошлого года, и сразу же было ясно, что она станет одним из главных событий года в культурной жизни региона. Ещё бы, ведь в Екатеринбурге можно было увидеть картины таких художников, как Кустодиев, Бенуа, Рерих, Коровин, не говоря уже о самом шедевре Петрова-Водкина – картине «Купание красного коня». Эту и другие работы в своё время коллекционер Казимира Басевич передала в дар Третьяковской галерее, ещё 38 работ подарили Екатеринбургскому музею ИЗО. Объединённая выставка в столице Урала и стала замечательным культурным мостиком между двумя регионами.

Кроме того, Екатеринбургский музей ИЗО прошёл во второй тур в номинации «Лучший проект, направленный на социальное взаимодействие» за акцию «Музей: включённое наблюдение». Проект был запущен в 2017 году, и его главной задачей было исследование эмоций и ощущений, которые зрители проживают во время взаимодействия с экспозициями музея.

Однако в финал «Интермузея-2019» в этой категории вышла другая свердловская работа – проект Музея истории Екатеринбурга «Один человек – это уже много: репрессии в Свердловской области 1930-х годов в частных воспоминаниях репрессированных и их семей».

Владимир Тарик
Из проекта «Один человек – это уже много»: «Владимир Тарик был одним из тех, благодаря кому появился Свердловский Дворец пионеров. В 22 он был заведующим областным Домом детской коммуны, в 23 — директор созданного по его же инициативе первого в стране института детского коммунистического движения. В 27 лет Владимир Тарик стал заведующим отделом пионеров Свердловского обкома ВЛКСМ». Фото: Музей истории Екатеринбурга

Его история началась в 2016 году, когда в Музей истории Екатеринбурга вошло здание на 12-м километре Московского тракта, где расположен Мемориал жертв политических репрессий. Как сообщают в музее, чтобы создать там полноценный музей, нужно было провести серьёзное историческое исследование. Ведь по уточнённым данным, в этом месте похоронена почти 21 тысяча расстрелянных, и об абсолютном большинстве из них практически ничего не известно. Но их близкие ещё живы, как раз их воспоминания (за 12 месяцев собрано более 70 историй) и стали основой для проекта.

К примеру, своей историей поделился известный документалист – режиссёр и оператор Владислав Владимирович Тарик. Вот небольшой отрывок из интервью о его отце Владимире Михайловиче Тарике.

«…Мама говорила, что накануне отцу позвонила коллега и пригласила на партсобрание. Отец вернулся в три часа ночи. Сел возле мамы и заплакал. Его исключили из партии. И вот тогда раздался тот самый стук в дверь … Обыск закончился около шести утра. Отцу велели идти, в чём был. Меня, спящего, он погладил по голове, поцеловал Эмму, маме сказал, что ни в чём не виноват, партия разберётся. Мама с Эммой долго стояли на балконе, смотрели, как отца вели по улице Антона Валека мимо ДК «Профинтерн» на Ленина, 17, как мы потом узнали, во внутреннюю тюрьму НКВД. Это недалеко, можно и без «Воронка». Инженер Афанасьев, сидевший с отцом в тюрьме на улице Ленина в 28-й камере, и выживший после 17 лет лагерей, в своих воспоминаниях написал: «Загремел замок и в дверях появился новый сокамерник. На вид ему было лет 18–20. Выражение лица беспомощно-детское. На нём летний лёгкий пиджак, домашние туфли на босых ногах. Из одного кармана пиджака выглядывало полотенце, из другого — зубная щётка. Володя покорил меня своей любовью к детям. Его рассказы о семье, работе, о планах — а сколько у него было планов! — дышали такой страстью, любовью, надеждой, что мы порой забывали, где находимся».

В пятницу, 31 мая, в Москве состоялась финальная защита проектов, после которой жюри определится с победителями. Помимо свердловской команды на награды претендуют Музей истории ГУЛАГа, Дарвиновский музей, Музей ИЗО им. А.С. Пушкина (Москва), Русский музей (Санкт-Петербург) и другие.

Сумеет ли Музей истории Екатеринбурга уже второй раз выиграть в этом конкурсе (победа была в 2017 году), узнаем 2 июня.

  • Опубликовано в №94 от 01.06.2019
Областная газета Свердловской области