Николай Коляда: «В новом сезоне нужно загрузить артистов работой»

1 августа 2019, 13:00
Один из самых самобытных театров региона – под руководством Николая Коляды, в 16-й раз открывает свои двери для зрителей. Фото: Алексей Кунилов

Один из самых самобытных театров региона – под руководством Николая Коляды, в 16-й раз открывает свои двери для зрителей. Фото: Алексей Кунилов

Традиционно первым в Екатеринбурге, 2 августа, открывает свой сезон «Коляда-театр». За первый месяц шестнадцатого театрального сезона будет показано 64 спектакля, а впереди – три осенние премьеры: «Калигула», «Детство» по Горькому и детский спектакль «Пузырь, соломинка и лапоть».

По традиции новый сезон в театре открывают премьерой прошлого, но в этот раз покажут «Двенадцать стульев». Спектакль уже два года в репертуаре «Коляда-театра» и каждый раз играется при аншлагах. А в Гранатовом зале будет как раз премьера – спектакль «Раскольников». Тут впору вспомнить знаменитую русскую присказку: как Новый год встретишь, так его и проведёшь. Билеты, к слову, на «Двенадцать стульев» уже проданы, как и на «Раскольникова».

Сбор труппы состоялся 1 августа. В театр приняты молодые актёры, только что закончившие Екатеринбургский театральный институт – Дарья Квасова, Анастасия Попова, Виктория Лемешенко, Никита Бондаренко, Иван Федчишин. Все они будут заняты в новых спектаклях театра.

Весь август в театре будут идти репетиции. Николай Коляда написал пьесу «Калигула» и сам поставит по ней спектакль. Об этой пьесе, а также о других премьерах мы поговорили с самим Николаем Владимировичем.

 – «Калигула» будет действительно громкий спектакль, – рассказал Николай Коляда. – Шуму много будет. Всех интересует такое название.

– О чём будет этот спектакль?

– Это будет очень чувственный спектакль о человеке и власти. Да, есть скандальный фильм, но мы говорим про другое. С именем этого человека много связано, у него очень интересная судьба. Он много, на самом деле, сделал для людей. Строил дороги и театры. Потом он начал потихоньку сходить с ума, и кончилось всё плачевно. У меня в самом начале написано: пьеса не претендует на историческую достоверность. Строго говоря, это история про человека, который приходит к власти. Как сохранить разум и светлый ум, когда ты владеешь судьбами десятков или миллионов людей. И власть же может быть и в семье, когда один хочет властвовать над другим. Это очень понятно сегодня. Я таких пьес не писал никогда. Премьера должна быть 1 сентября.

– Осенью будет премьерный спектакль по ещё одной вашей пьесе, в основе которой повесть «Детство» Максима Горького.

– Такой текст красивый у Горького. Никогда ещё, я это знаю, не делали инсценировку «Детства» в театре. Тем более такого камерного порядка. Мне кажется, что на сцене должна быть кровать, бабушка, которая маленького мальчика – его будет играть Лёва Рыков – учит жизни. Как и у Горького. Маленький мальчик задаёт вопросы, которые и взрослого волнуют. «А ты Бога видела?», «А почему маленьких детей бьют?» – спрашивает он. Это во времена Горького задавали, задают и сейчас. Дети всегда интересуются, как устроена жизнь. Будет очень лиричный спектакль. И рассчитан он будет на то, чтобы родители приходили с детьми, бабушки и дедушки с внуками. Я аккуратно сделал инсценировку, почти не притрагивался к словам.

– Работа с маленьким мальчиком это первый опыт?

– Ой первый… До этого на сцене только животные выходили, а ребёнок ещё никогда не играл. Но Лёва Рыков с утра до ночи толчётся в театре. Его родители – Таня Бунькова и Паша Рыков – мои артисты. Я только дал Лёве текст, несколько страничек, он их сразу же выучил. Всё сделаем.

– Фестиваль «Коляда-Plays» вновь пройдёт в осеннем варианте?

– Да, с 1 по 10 ноября. Сезон начнётся и будем вести работу. Определился состав участников, человек 600 приедет.

– Ещё пару слов про гастроли. В прошлом году был экзотичный Израиль. А в этом?

– В этом году с зарубежными гастролями не получилось. В следующем году поедем во Францию. Много будем ездить по России – Тюмень, Кудымкар, Воронеж, Москва, Санкт-Петербург. Но большая часть будет без меня – всю осень буду репетировать в театре Вахтангова мою пьесу «Баба Шанель». 22 ноября будет премьера.

– Перед стартом прошлого сезона вы сказали, что хотите провести «тихий разговор с публикой». Как акцент в этом году?

– Занять всех работой. Артистов много в театре – сорок человек, и пять я взял новых. Мне нужно загрузить их работой, чтобы у них не было времени сплетничать и интриговать (смеётся). Когда у них мало работы – их энергия направляется в неправильное русло. Артисты так устроены, что им нужно много работать.