«Отдыхаю, смотря на звёзды». Павел Креков – о «романе» с Екатеринбургом, работе и увлечении астрономией

Креков Павел Владимирович

Павел Владимирович признаётся, что его сегодняшняя работа сложная и непредсказуемая, но он каждый день ходит на неё с удовольствием. Фото: Павел Ворожцов

Завтра заместителю губернатора Свердловской области Павлу Крекову исполняется 55 лет. В правительстве региона он курирует весь социальный блок. Накануне юбилея Павла Владимировича «Облгазета» поговорила с ним о детстве, работе и малоизвестных увлечениях.

К слову «чиновник» отношусь спокойно. И негатива с неприязнью в нём не замечаю, в том числе со стороны молодёжи. Когда речь заходит о поступлении в вуз, например, на государственное и муниципальное управление, то конкурс там просто зашкаливает. Может быть, я себя успокаиваю, но думаю, что молодые люди идут туда не за высокой зарплатой, а из-за желания служить государству. Поэтому мне больше нравится понятие «государственная служба». В конечном итоге моя задача – блюсти государственные интересы, а значит, интересы всех граждан.

Очень любил работу в школе и скучаю по ней. Это напоминало работу в театре: мне нравилось режиссировать урок, готовиться к нему и делать эти 45 минут такими, чтобы они произвели эмоциональный и интеллектуальный эффект. Помню, когда я шёл на занятие, у меня было ощущение, будто я прохожу через кулисы, выхожу к зрителю и начинаю своё «представление». Но главное, я чувствовал, что мне удавалось заинтересовать ребят историей, изменить их мировоззрение.

Ведение уроков доставляло мне огромное удовольствие, и вероятно, я делал бы это и сейчас, если бы были время и возможность. Хотя в детстве уроки не были моим любимым времяпрепровождением. И если бы мне в то время сказали, что я стану учителем, завучем и директором, то я бы подумал, что у меня слуховая галлюцинация.

Учебники истории ругали всегда, но это бесполезно. Это я говорю как человек, много лет преподававший историю и поругивавший эти учебники, как и моя мама-историк. Сейчас я считаю, что учебники дают лишь канву. А вот учитель поставлен на то, чтобы умело транслировать и модернизировать эти учебники. При наличии профессионального педагога, который знает свой предмет, владеет не только методикой, но и методологией, разговоры о плохих учебниках исчезают. Но я согласен с тем, что, например, теме Великой Отечественной войны нужно уделять больше внимания в рамках школьной программы.

Я вырос в атмосфере семейной гармонии и на культе книг. Никогда не мог понять, как у сверстников ругались родители: в моей семье этого не было. А первое, что помню в жизни – книжный запах. Я ещё не умел читать, но уже тянулся к книгам. Маленьким очень любил болеть, потому что в это время мне всегда читали книжки. Все любимые книги детства я люблю и сегодня. Например, поэму «Руслан и Людмила», которую я знаю наизусть, могу прочесть без запинки за 2 часа 57 минут (когда-то посчитал). Позднее особое место в моей жизни занял роман Виктора Гюго «Отверженные» и творчество Михаила Булгакова, в частности «Мастер и Маргарита».

Первое нецензурное слово услышал лет в 13. Я книжный мальчик, воспитанный в интеллигентной семье педагогов. И вероятно, это сформировало моё мировосприятие и навыки речи: я не выношу мата и никогда не использую его. На мой взгляд, от ненормативной лексики можно легко отказаться. Но, как считает мой, увы, матерящийся друг, богатый словарный запас просто позволяет мне выражать свои мысли цензурно, а у других этого словарного запаса не хватает.

Театр занял второе место после книги для меня. Далее идёт кино. Театр пришёл поздно в мою жизнь: в крохотном городке, где я рос, был только небольшой клуб, в котором иногда показывали фильмы. Позднее я стал часто ходить в театр. Чаще всего был на спектаклях московского «Ленкома», а в Екатеринбурге – в театрах музыкальной комедии и оперы и балета. При этом очень уважаю, например, Коляда-театр. Иногда он цепляет, но, например, постановки классики я там не воспринимаю. Хотя это скорее моя проблема, чем театра. На мой взгляд, если хороший артист идёт в какой-то театр, значит, в этом театре что-то есть. А у Коляды очень хороший актёрский состав.

«Роман» с Екатеринбургом – старый. Впервые я побывал в этом городе проездом, когда ехал поступать в университет. А потом останавливался здесь, когда ехал домой на каникулы. В это время всегда брал билет на экскурсию по городу, которую сейчас могу и сам легко провести. В Екатеринбурге прошли многие радостные часы моей юности и профессионального становления, поэтому он очень импонирует мне, и переезд сюда прошёл комфортно.

Самая интересная и любимая работа – нынешняя. И это не лукавство. Это другой интерес, чем у учителя, сотрудника департамента образования или у министра культуры. Сейчас я координирую деятельность министерств здравоохранения, культуры, образования и молодёжной политики, социальной защиты, физической культуры и спорта у нас в регионе. Но в приоритете остаются вопросы здравоохранения: именно там больше всего проблем, в основном в первичной медицине. Поэтому чаще всего мои выезды в муниципальные образования касаются проверки доступности медицины, жалоб на местах. При этом здравоохранение в регионе – та сфера, в которой много достижений. Самое явное – увеличение средней продолжительности жизни.

Сегодняшняя работа – другие обязанности и ответственность, и это накладывает отпечаток. Бывает неприятно, когда в театре ко мне подходят и спрашивают, подписал ли я переданную вчера бумагу. Поэтому сам я стараюсь проявлять такт и, например, не беру автографы у популярных людей, чтобы не отнимать их время.

Креков Павел Владимирович
Действующему заместителю губернатора региона, курирующему социальный блок, часто приходится ездить в командировки по области. Фото: Павел Ворожцов

Отдыхаю, смотря на звёзды. Я страстный любитель астрономии. У меня есть телескоп, с которым я выбираюсь в открытую местность в звёздные безлунные ночи и смотрю, что там творится на небе. Второе увлечение – киносказка. Я много лет собираю материалы о режиссёре-сказочнике Александре Птушко, был знаком с его семьёй. Птушко в какой-то степени – мой жизненный ориентир, и близкие считают, что он и его фильмы сформировали меня как личность. Думаю, я могу даже монографию о его жизни и творчестве уже написать.

Два самых опасных комплекса в жизни: неполноценности и полноценности. Хотелось бы не страдать ни первым, ни вторым. Как говорил Станиславский, сверхзадача должна быть. Есть стержневые вещи в жизни, на которые просто нанизывается всё остальное. Для меня это всегда были попытки изменить мир, в котором я живу, доступными мне способами. Любой нормальный человек, когда количество прожитых лет переходит в качество, начинает спрашивать себя, что он сделал в этой жизни. И я иногда думаю, что будет, если вдруг нажмут кнопку, и я исчезну. Хочется, чтобы через какое-то время люди могли вспомнить, что хорошего и полезного я сделал.

ДОСЬЕ «ОГ»

Павел Владимирович Креков родился 4 августа 1964 года в Казахской ССР. В 1986 году окончил Тюменский государственный университет по специальности «историк, преподаватель истории и обществоведения». С 1986 по 1990 год работал в должностях учителя, завуча, директора школы и директора гимназии в Казахстане. В 1994 году получил второе высшее философское образование в Томском государственном университете. В 1995 году был приглашен на пост председателя комитета по образованию в администрацию Тобольска. В 2008 году переехал в Тюмень, где возглавил департамент образования администрации города. В 2012 году занял пост заместителя министра общего и профессионального образования Свердловской области. Через год был назначен министром культуры Свердловской области. С 2016 года – заместитель губернатора региона.

  • Опубликовано в №137 от 03.08.2019 
Областная газета Свердловской области