«В таких же креслах сидели купцы»  20 фото

  • Опубликовано в №033 от 26.02.2016

Сегодня большой премьерой празднует своё 170-летие Ирбитский драматический театр – они впервые за 80 лет представляют «Снегурочку» по пьесе Островского, чьё имя и носит театр с действительно очень богатой и… непростой историей. Три крупных пожара, революция, эвакуация, застой в девяностые. Театр преодолел всё это, чтобы зритель по-прежнему с нетерпением шёл в кассу за билетами в ожидании волшебства.

Старейший театр Урала сам «слепил» себе актёров для сегодняшней премьеры «Снегурочки». Фото: Алексей Кунилов

Знакомство с одним из самых намоленных театральных мест области начинаем с кассы, где на старом окошечке висит объявление, удивившее бы сегодня многих – «только во второй обуви».

Нас встречают директор Борис Гинзбург и актриса с 40-летним стажем, архивариус Светлана Вялкова.

– Это уже мой третий приход в этот театр, – рассказывает Борис Гинзбург, – при­ехал сюда из Березниковского драматического театра 40 лет назад… Было всё: первый раз я поссорился с партийными властями, а характер пылкий, я принципиальный – пришлось уйти, и куда – слесарем на мотоциклетный завод, вот так! Когда вернулся в театр во второй раз, положил здесь светлый паркет, чтобы зрители, как и раньше, приходили во второй обуви. Потом снова ушёл, сейчас – как видите, белых полов уже нет… А ведь здание очень красивое: наш театр входит в десятку старейших театров страны, на Урале старше только Тобольский драматический (он был создан в 1705 году. – Прим. «ОГ»).

Так выглядело здание Ирбитского театра в конце XIX века. Фото: VK.com

Через сцену, где уже вовсю репетируют актёры, спускаемся в зрительный зал…

– Это настоящий классический театральный зал, – не без гордости продолжает Борис Григорьевич, – а какая акустика! Только представьте, 150–170 лет назад вот здесь, примерно в таких же креслах, сидели купцы…

– Но премьера в 1846 году состоялась ещё в деревянном здании, во время Ирбитской ярмарки, – подхватывает Светлана Вялкова. – Оно находилось буквально в квартальчике отсюда – маленькое, продуваемое. Актёры и зрители очень там мёрзли, и, когда в 1882 году у купцов лопнуло терпение, они обратились в думу с прошением построить каменное здание. Дума согласилась, но денег дала ничтожно мало. Тогда за дело взялась наша знаменитая купчиха Рудакова, которая в то время активно строила городские бани. Рудакова обошла городских купцов, собрала довольно большую сумму денег, добавила свои сбережения и 100 рублей, что выделила дума. И вот под руководством знаменитого в то время архитектора Дютеля у нас началось строительство каменного театра.

Вехи

  • 1845 год. Построено деревянное здание
  • 1846 год, 1 февраля. Первый спектакль «Ревизор» по пьесе Н.В. Гоголя
  • 1884 год. Построено каменное здание театра (в котором он находится по сей день)
  • 1919 год. Создана профессиональная труппа
  • 1920 год, 20 октября. Первый спектакль профессиональной труппы. А.Н. Островский «Без вины виноватые»
  • 1950 год. Театру присвоили имя А.Н. Островского
  • 1978 год. Диплом 1-й степени III Всероссийского фестиваля национальной драматургии и театрального искусства народов СССР в Ленинграде
  • 2004 год. Премия регионального фестиваля-конкурса «Браво!»

Театральные представления были главным развлечением для купцов во время знаменитой Ирбитской ярмарки. Сначала работала антрепризная труппа Петра Соколова, которая выступала здесь около десяти лет и состояла наполовину из профессиональных актёров, наполовину – из крепостных, которых он купил у матери Ивана Тургенева в Спасском-Лутовиново. Затем начала формироваться местная любительская труппа Владимира Ловцова, а потом уже под руководством Анатолия Иконникова появилась в театре профессиональная труппа, которая в 1920 году сыграла спектакль «Без вины виноватые».

– Вообще, нашему театру приписывают, будто бы у нас выступали и Шаляпин, и Щепкин, и Комиссаржевская, – рассказывает Светлана Степановна. – Но документального подтверждения тому я не нашла. Уж если была здесь труппа знаменитого антрепренёра, режиссёра Петра Медведева, так об этом и было написано во всех газетах, включая «Ярмарочный листок»… Только когда Вера Комиссаржевская умерла, в этом самом листе появилось соболезнование. Но когда в 1884 году театр перестроили, красивый эллипсообразный потолок художник Герасимов расписал музами и амурами. И ходили слухи, что Герасимов был безнадежно влюблён в Комиссаржевскую, поэтому у музы было её лицо, это и запутало потомков…

Кстати

На протяжении нескольких лет в Ирбитском театре проработал Владимир Мотыль, режиссёр «Белого солнца пустыни». Из его воспоминаний: «В Ирбите я поставил свой, можно сказать, дипломный спектакль, аттестат зрелости. После успеха этого спектакля мне приоткрылась дорога в режиссуру».

Глядя на сцену, невольно вспоминаешь знаменитый эпизод из «Приваловских миллионов» Мамина-Сибиряка, где на сцене Ирбитского театра застрелили актрису. Не здесь ли снимался одноимённый фильм Ярополка Лапшина, где сцена эта присутствует?

– Нет, фильм точно снимали не у нас, – говорит Светлана. – А вот история имела место быть, но у неё был другой финал. Артистка нашего театра Анна Романовская после выстрела не умерла, её выходили. Но Урал после этого происшествия она покинула навсегда – работала в Москве и Петербурге.

Сегодня в труппе Ирбитского театра – 16 артистов. В 2008 году на экраны вышел документальный фильм «Занавес», где режиссёр Владимир Головнёв показал, как выглядела труппа на тот момент. Бедные актёры на старом дряхлом автобусе ездили по деревням с представлениями, постоянно повторяя, что, выходя на сцену, каждый раз переступают через себя. За восемь лет всё изменилось.

Артистов из крупных городов привлечь в театр трудно, поэтому в Ирбите воспитали свои кадры. Главный режиссёр Леван Допуа набирал курс в Ирбитском гуманитарном колледже – и сейчас его выпускников взяли в труппу. Фото: Алексей Кунилов

Сейчас впервые за долгое время ирбитская труппа выезжает на гастроли – в екатеринбургский театр «Щелкунчик», в Тюмень. Сейчас они ждут документы о гастролях в Казахстане.

Сегодня в репертуаре театра 29 спектаклей, в числе которых «Три сестры», «У войны не женское лицо», «С любимыми не расставайтесь»

– Гастроли – это очень важно, – говорит Борис Гинзбург. – В своё время я вывез труппу на три месяца в Белоруссию. Половина артистов, помню, ни разу самолёт-то не видела. Мы выступали в Могилёве, Бобруйске. Когда в Минске вышли – нас встречали с оркестром, с цветами. Они почувствовали себя артистами… Но и о своём зрителе мы не забываем. Как-то стояли с главным режиссёром, смотрели в окошко и решили залить перед театром каток – кочегаров собрали, залили, поставили мало-мальские декорации. И оказалось, что в округе это была единственная горка… А напротив театра есть старый автобус, там – проектор, и прямо на стенке мы показываем ролики из спектаклей. Бегать с афишками никому не надо, пусть зритель придёт к нам сам.

На этот год у Ирбитского театра большие планы – в зале, где долгое время находился буфет, теперь планируется открыть кукольный театр. Кроме того, меняется концепция фестиваля «Ирбитские подмостки» – в честь юбилея организаторы пригласят все театры России, которые тоже носят имя А.Н. Островского.

Областная газета Свердловской области
Фото: Алексей КуниловТак сегодня выглядит здание Ирбитского драматического театра. В старом автобусе (на фото) устанавливается проектор, и по вечерам на стенку транслируют ролики из спектаклей. Фото: Алексей КуниловДиректор театра Борис Гинзбург показывает нам малый зал. Сегодня здесь - театральная студия, а раньше зрительские кресла находились на вращающемся круге. Кресла разворачивались - и публика оказывалась в центре действия. Фото: Алексей КуниловМы находимся прямо под главной сценой театра. Над нами действующий вращающийся круг и люк, куда по лесенке, по задумке режиссёра, и будет в финале "стекать" Снегурочка. Фото: Алексей КуниловСтарые подвалы театра. Во времена Ирбитской ярмарки рядом с театром находилась гостиница, так сказать, публичного содержания. Нередко там случались пьяные драки, которые заканчивались убийством. Ходят легенды, что здесь замурованы тела убитых актрисочек. Фото: Алексей КуниловВ этом зале ещё 150-170 лет назад сидели купцы и гости Ирбитской ярмарки. Фото: Алексей КуниловФойе театра. Идут последние приготовления к торжествам по случаю юбилея. На стене совсем скоро появится огромный портрет А.Н. Островского, чьё имя и носит театр. Фото: Алексей КуниловПока мы знакомимся с театром, на сцене полным ходом идёт репетиция предстоящей премьеры. Фото: Алексей КуниловСейчас в труппе Ирбитского театра 16 человек. Причём, большинство актёров главный режиссёр театра Леван Допуа подготовил сам. Он набирал курс в Ирбитском гуманитарном колледже, а также занимался с будущими артистами в театральной студии. Фото: Алексей КуниловВ театре больше 1000 разных костюмов. Совсем недавно для них было выделено отдельное помещение, также здесь есть и свой пошивочный цех. Фото: Алексей КуниловГримёрки театров, где актёры отдыхают в перерыве и готовятся к выходу на сцену. Фото: Алексей КуниловАктриса Ирина Шипулина в пошивочном цехе примеряет костюм Весны. Фото: Алексей КуниловФото: Алексей КуниловФото: Алексей КуниловФото: Алексей КуниловФото: Алексей КуниловФото: Алексей КуниловФото: Алексей КуниловФото: Алексей КуниловФото: Алексей Кунилов