Уральские музыканты погрузились в Средневековье

14 февраля 2013, 19:36
Ансамбль  «Флос Флорум» («Flos Florum») называет свою музыку средневековым роком. Фото из архива ансамбля.

Ансамбль «Флос Флорум» («Flos Florum») называет свою музыку средневековым роком. Фото из архива ансамбля.

В Екатеринбург приехал московский коллектив старинной музыки «Альта Капелла» («Alta Capella»). Это первый в России ансамбль старинных медных духовых инструментов. Вчера музыканты отыграли концерт на сцене Уральской консерватории. Завтра в Доме музыки будет вторая программа — совместная работа с местным ансамблем «Флос Флорум» («Flos Florum»).

К словосочетанию «старинная музыка» на Урале уже привыкли. Тотальное культурное бурление последних лет подсказало музыкантам идею: а что, если обратиться к корням? Так появилось несколько необычных коллективов: барочный оркестр «Гармония Целестис» («Harmonia Caelestis») и вокальный ансамбль «Тотус Флорео» («Totus Floreo»), ансамбль «Флос Флорум» («Flos Florum»), ансамбль старинной русской музыки «Поселенцы»...

Корни — это мировой фолк, средневековая, ренессансная и барочная музыка. В аутентичном варианте её можно исполнить только на аутентичных инструментах: виолах, лирах, лютнях разных стран и эпох... Экзотика.

А, собственно, зачем? Увлечение молодых музыкантов стариной в своё время удивило коллег по цеху. Это в диковинку, но разве это кому-то интересно? Старина казалась пыльным и неактуальным делом. Но было и ощущение: с культурой что-то не то, она похожа на пустую картонную коробку, никакого содержания. Значит, надо искать альтернативу. Сначала появился «Флос Флорум», затем «Гармония Целестис», и оба — уникумы. Вообще в России энтузиастов немного, один из них — «Альта Капелла» — как раз приехал в Екатеринбург.

— Я как-то подумал, наше искусство идёт куда-то не туда. Не даёт ответов, не вызывает искренних эмоций, — размышляет художественный руководитель «Флос Флорум» Александр Старков. — Моё увлечение Средневековьем — попытка найти какую-то «опору». И мы с ребятами стали играть старинную музыку. Но в современной жизни такое надо уметь «заворачивать».

«Обёртка» решает всё. Шоу — не только в том, что инструменты «не как в филармонии», но ещё и в том, как музыканты — артисты — работают на сцене. Кроме инструментов есть вокал (тоже аутентичный), танец, пространственно-звуковые эффекты...

— Дети, молодёжь на такую музыку «падают» проще всех, потому что для людей в возрасте она чужеродна, а молодые воспринимают её хорошо, — продолжает Александр Старков. — Они сразу находят массу параллелей с тем, что слушают (а слушают они попсу и рок): те же ритмы, драйв. Для них это из той же области, но что-то более необычное.

Музыканты удивляют вопреки многому: не хватает площадок, не хватает денег... Работа — по принципу «чем сложнее цель, тем радостней победа». Например, вопреки Стасу Михайлову. Хотя его, как и всю популярную культуру, никому не перебороть.

— Наша музыка никогда не вытеснит ни поп-, ни рок-музыку, — замечает директор ансамбля «Флос Флорум» Ярослав Сартаков. — Во-первых, старинная музыка — очень специфический жанр. Во-вторых, это же составная часть направления «мировая музыка»: у неё есть устойчивая группа слушателей, для которых музыка вне мейнстрима гораздо интереснее. И эта группа довольно большая. Музыкальные направления друг другу не мешают.

Проблема, по его мнению, не столько в деньгах (хотя в них тоже), сколько в желании, фанатизме: или он есть, или его нет. Внешние условия многое решают, и, например, в 90-е годы подобные идеи были бы фантастикой. Сейчас возможностей больше, нужно их использовать.

— Мы скрупулёзно работаем над материалом — штрихи, оттенки, стиль... И при этом ничего не зарабатываем, все на голом энтузиазме, — делится создатель, художественный руководитель и дирижёр барочного оркестра «Гармония Целестис» Яна Анненкова. — Музыкой надо заниматься только по любви! Тогда она побуждает к лучшему — и музыканта, и слушателя.

Автор

Наталья Куприй
корреспондент