«Ревизор». 170 лет спустя

 «Старый Дом», считают его участники, – объединение людей с гражданской позицией. Фото - театр "Старый дом".

«Старый Дом», считают его участники, – объединение людей с гражданской позицией. Фото - театр "Старый дом".

На днях театр Уральского федерального университета «Старый Дом» показал в Екатеринбурге спектакль по пьесе Николая Гоголя «Ревизор». Интересно, что 170 лет назад екатеринбургским зрителям была представлена первая на Урале постановка «Ревизора».

Этот спектакль показала в 1843 году первая на Урале театральная труппа, организованная антрепренёром Петром Соколовым. И постановка её вызвала ажиотаж в Екатеринбурге. Уж очень актуальной была в то время в России тема взяточничества, да и крепостные актёры играли великолепно. Среди них, кстати, была Евдокия Иванова, которая перешла к нам из крепостного театра в Спасском-Лутовиново (что под городом Орлом), который содержала мать писателя Ивана Тургенева ­­ Варвара Петровна. Позже Е. Иванову стали именовать «бабушкой уральского театра».

Интересно, что за спектакль к 170-летию постановки «Ревизора» на Урале взялся довольно необычный театр, который вряд ли можно назвать полностью профессиональным. Театр «Старый Дом» его художественный руководитель Николай Стуликов предпочитает называть... параллельным. Действительно, члены этого театрального коллектива не имеют дипломов о профессиональном образовании. Но любители они только в том отношении, что очень любят свой театр и не получают за свой труд материального вознаграждения. Между тем театр уже 47-й сезон показывает (параллельно с работающими рядом профессиональными театрами) постановки высокого качества, а зрители с удовольствием ходят на его спектакли.

Конечно, через 170 лет подходы к постановке «Ревизора» значительно изменились. Об этом можно судить хотя бы по высказываниям актёров «Старого Дома» о гоголевской пьесе. Вот какую оценку Хлестакову дал (в полном соответствии с духом нашего компьютеризированного века) исполнитель этой роли Григорий Ким, который в обычной жизни работает сотрудником одного из институтов УрО РАН: «Однопроцессорный у Хлестакова всё-таки мозг. То есть он может думать только об одной своей задаче, и на ней у Хлестакова все мысли замыкаются».

Кстати, «жители» «Старого Дома» ( большинство из них бывшие и нынешние студенты УПИ, УГТУ и УрФУ — так назывался вуз в разные годы) — люди состоявшиеся. И, пожалуй, только среди таких умудренных опытом людей могла родиться столь интересная трактовка сцен в спектакле. По мнению «стародомовцев», городничий попал впросак не столько из-за боязни ревизии, а скорее из-за желания, пользуясь случаем, укрепить свою власть.

Живая реакция зрителей на действие в спектакле показывает, что за 170 лет пьеса Гоголя не потеряла своей актуальности, да и современный подход «Старого Дома» к «Ревизору» приблизил это произведение к зрителям. Правда, режиссер спектакля Н. Стуликов предупреждает, что Гоголь не дает рецептов того, как бороться с коррупцией, не бичует своих героев: «Гоголь не столько великий насмешник, сколько великий плакальщик».

Областная газета Свердловской области