Писателей больше, чем премий: вручена 21-я Бажовская премия

церемония вручения Всероссийской литературной премии имени П.П. Бажова по итогам 2019 года

Памятную медаль Олегу Хафизову вручает сама Хозяйка Медной горы. Фото: Павел Ворожцов

27 января, в день рождения нашего «уральского всего» Павла Бажова по традиции состоялось вручение литературной премии, носящей его имя. Лауреатов чествовали на сцене Камерного театра Объединенного музея писателей Урала.

Любая подобная награда для творческого человека сродни пожизненному титулу, но и денежный эквивалент тут имеет значение. Бажовская премия начиналась в конце прошлого века со скромных пяти тысяч рублей, а нынче составляет рекордные 50 тысяч в каждой номинации. И тут следует сказать слова признательности Северскому трубному заводу, который подхватил эстафету у «Фонда Тимофеева» после ухода из жизни его основателя. И то, что теперь в роли мецената выступает предприятие из Полевского, из самых что ни на есть бажовских мест, тоже по-своему очень символично.

Премий сегодня много хороших и разных. Но, как с юмором отметил со сцены председатель жюри Леонид Быков, многие премии не только развиваются, но и развеваются, а Бажовская премия существует и с каждым годом нарабатывает свой авторитет. И писателей, к счастью, пока больше, чем премий, так что есть из кого выбирать. При этом всякий выбор, разумеется, субъективен. Члены высокого ареопага спорили, спорили и вынесли итоговый вердикт, вписав в летопись новые имена.

церемония вручения Всероссийской литературной премии имени П.П. Бажова по итогам 2019 года
Представители высокого ареопага – Евгений Касимов, Леонид Быков, Борис Долинго (слева направо). Фото: Павел Ворожцов

Премия эта вроде бы и местечковая, но не совсем. Свидетельством чему слова Олега Хафизова, отмеченного нынче Бажовской премией среди прозаиков.

– Я родился в Свердловске, но с детства живу в Туле, – рассказал литератор, которого называют одним из лучших российских современных писателей. – В нашей семье всегда существовал культ Урала, и уральцев я всегда воспринимал как земляков. Если бы мои родители сейчас узнали, что я получаю такую высокую литературную награду в Екатеринбурге, и она носит имя нашего любимого семейного писателя Павла Петровича Бажова, они были бы счастливы. Спасибо, дорогие земляки.

Важные слова сказала на церемонии главный специалист Управления культуры Екатеринбурга Лариса Вакарь. Она отметила, что Интернет, цифровые технологии позволили слову существовать как масскультуре, но это не литература. Но есть ещё те, кто продолжают именно литературную традицию. События последнего времени свидетельствуют о том, что её слова можно с полным правом отнести не только к современной литературе, но и к современной журналистике. И там, и там есть главное – не только стремление высказаться, но и ответственность за свои высказывания.

Лауреаты Бажовской премии 2019
Лауреаты Бажовской премии 2019. Фото на память. Фото: Павел Ворожцов

Лауреаты Бажовской премии за 2019 год

«Мастер. Проза»

Олег Хафизов – «Пещной отрок», повесть

«Мастер. Поэзия»

Александр Вавилов – сборник поэзии «Евангелие от Люцифера»

«Мастер. Публицистика»

Валерий Белоножко – книга «Ab ovo. Франц Кафка с самого начала»

«Польза дела»

Проект «Белинка – 12 глав истории» – коллектив авторов;

Проект «Детская» (альманах для семейного чтения) – журнал «Урал».

Александр Вавилов. Вручение Бажовской премии
Александр Вавилов не разделяет мнения о высокой конкуренции среди поэтов. И выбор жюри считает очевидным. Фото: Павел Ворожцов

Леонид Быков: «XXI век в искусстве ещё не начался»

Разговор с председателем жюри Бажовской премии литературоведом Леонидом Быковым после церемонии вручения получился несиюминутным, затрагивающим общую картину современной словесности. И тем самым, пожалуй, весьма полезным.

– Леонид Петрович, всем и давно известно, что нет пророка в своём отечестве. Но ведь получается, что нет пророка и в своём времени – большое видится на расстоянии. Есть ли сегодня, в том числе среди авторов, поднимавшихся на сцену за Бажовской премией за 2019 год, те, кого наши потомки поставят в один ряд с классиками?

– Вы правы, популярность писателя не тождественна его значению во времени. Но среди ныне живущих писателей нет очевидных лидеров. И ведь смотрите, даже Бажов в масштабах большой русской литературы писатель уникальный, но не писатель первого ряда. Мы здесь им по праву гордимся, потому что он ввёл Урал в российскую и европейскую культуру. Точно так же, как в Архангельске вспоминают Бориса Шергина, Василия Белова в Вологде.

А ещё мне кажется, что в XX веке… я не скажу, что талантов стало меньше, но всё-таки нет такого ощущения, что были такие величины в искусстве, которыми был так богат XIX век. Чувствуется какая-то определённая усталость, что ли. Серебряный век дал очень мощный всплеск, и мы весь век прошлый и даже сегодня в значительной степени живём на этой энергетике. Я не уверен, что начался по-настоящему XXI век в искусстве. Отсюда и нет ощущения, что есть не только у нас, но и во всём мире авторы первой величины.

– Поэтому и выбор Нобелевского комитета вызывает всегда столько споров?

– Конечно. С равным правом можно было дать премию и Ольге Токарчук (Нобелевский лауреат по литературе за 2018 год. – Прим. «ОГ»), и кому-нибудь другому. А ведь Лев Толстой или Бернард Шоу были явлениями абсолютно для всех бесспорными – с премией или без неё. Борис Пастернак и Анна Ахматова, как бы к ним ни относиться, то же самое. Это, может быть, связано с тем, что слово сегодня не имеет такой же большой авторитет, как прежде. Девальвация слова – это реальность, вызванная тем, что и средств массовой информации стало много, и книг много, причём самых разных. И слово выстраданное, прожитое, выношенное часто оказывается рядом на полке книжных магазинов или библиотек с добротным словом профессионала, но не более, а то и просто халтурщика. Как Достоевский и Донцова – по алфавиту.

– Выступая со сцены, вы сказали, что хотелось бы предложить Нобелевскому комитету наших лауреатов, но они, при всех своих достоинствах, к сожалению, не дотягивают. В чём?

– Давайте разбираться. К примеру, у нас в этом году сильная конкуренция в поэзии. Там есть мастерство, Николай Шамсутдинов во всех жанрах показал свой уровень, Александр Вавилов каждый год «выпекает» по одной очень профессиональной книге, хотя там много эпатажа, но мы научились к этому правильно относиться… Но всё равно не было ничего прорывного. Почему мы и выдвигаем на Нобелевскую премию ненецкую писательницу Анну Неркаги, поскольку она пишет о том, что нужно всему миру – о проблеме сохранения культуры маленького народа под напором культурной глобализации.

Самой интересной работой для меня в этом году была биография Франца Кафки. Но это всё равно отражённый свет великого Кафки. Чем как раз и был хорош Бажов, который открыл для всего мира Горнозаводскую цивилизацию.

Книга «Ab ovo. Франц Кафка с самого начала» Валерия Белоножко. Леонид Быков
Представляя книгу «Ab ovo. Франц Кафка с самого начала» Валерия Белоножко Леонид Быков признался, что с опаской взял в руки этот полуторакилограммовый фолиант. Но прочитал его в итоге от корки до корки за два дня. Фото: Павел Ворожцов

– Раз уж мы невольно сравниваем две премии… Бажовская ограничена временными рамками: только за произведения, вышедшие в минувшем году. Тогда как Нобелевскую присуждают за то, что вышло в свет много десятилетий назад. Не рассматривали вариант и Бажовской премии отказаться от привязки к настоящему времени?

– Это как раз свидетельство того, что книга пережила своё время, и мы видим, что да, это достойно. Мы видим, что у нас за последние годы реально претендовали на Нобелевскую премию Андрей Битов, Фазиль Искандер и Людмила Петрушевская. Такие авторы, как Владимир Сорокин и Виктор Пелевин, есть много где в других странах.

Что касается привязки ко времени Бажовской премии… Понимаете, тот же Валерий Белоножко двадцать лет положил на свою книгу, и никаких гонораров он за неё не получит сейчас. Так что Бажовская премия скорее для поддержания сегодняшней литературы.

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

  • Опубликовано в №15 от 29.01.2020
Областная газета Свердловской области