Как понимают Тургенева в XXI веке?

книжная полка

Темы тургеневских произведений актуальны в наше время настолько, будто они о нас и были созданы. Фото: Павел Ворожцов

Сегодня исполняется 200 лет со дня рождения Ивана Тургенева. В православии нет мёртвых, одни только живые: и Иван Сергеевич, автор «Отцов и детей», бестселлера на все времена, предстаёт в своих книгах очень реальным и интересным собеседником. О вопросах, которые он поднимает в своих книгах, об актуальности, созвучии нашему времени беседуем с тургениеведом, профессором УрФУ, доктором филологических наук Натальей ПРАЩЕРУК

На стене кабинета — портреты Пушкина, Достоевского, Чехова, Толстого,Бунина и, конечно, Тургенева. К листу юбилейного календаря с Тургеневым подколота фотография Путина.

– Да-да, это я намеренно, – кивает на календарь Наталья Викторовна. – Поддерживаю Владимира Владимировича. Фото прикрепила, чтоб не начинали при мне вести эти либеральные разговоры. Это благодаря его политике мы стали жить не только сегодняшним днём, как жили в 90-е. Вспомните, как мы были затюканы ещё совсем недавно. Когда ждали Олимпиаду в Сочи, мы рассуждали с мужем: хотя бы наши спортсмены 4–5- е место заняли по сумме медалей. Боялись думать о победах, привыкли к поражениям… Какое счастье, что это унижение забыто.

Теперь, когда Крым вернулся в Россию, Наталья Пращерук на занятиях со студентами специально отдельно останавливается на «Севастопольских рассказах» Льва Толстого. И даже у гуманитариев, которые должны были бы хорошо знать историю, встречает недоумение. Как, Россия отстаивала Крым ещё в середине XIX века? Оказывается, англичане пытались захватить русский Севастополь, когда в армии служил Лев Николаевич, удивляется молодёжь. Приходится подробно анализировать литературное творчество этого периода, чтобы знание, в том числе, и родной истории помогало ориентироваться в современной ситуации, понимать то, что происходит сегодня.

Наталья Викторовна изучает русских классиков и читает историю литературы студентам уже не одно десятилетие. В том числе — и Ивана Сергеевича Тургенева, которому сегодня исполняется 200 лет. Странно осознавать, что такие современные «Отцы и дети» созданы почти два века назад — они же описывают нашу сегодняшнюю жизнь, людей и отношения, с которыми мы сталкиваемся сегодня.

библиотека
Знакомиться с творчеством Тургенева надо «лично», читая тексты. Лекторы порой ошибаются Фото: Павел Ворожцов

Острота на все времена

– Всегда, когда обращаемся к русской литературе, можем видеть — проблемы, с которыми встречаемся в жизни, уже описаны классиками, просто мы невнимательно их прочитали, – говорит Наталья Пращерук. – Круглые даты объединяют сообщества научное и читательское, заставляют вернуться и перечитать то, что вроде бы уже всем знакомо. Тургенев сегодня стал включаться в наши идеологические споры либерально настроенной и патриотически настроенной интеллигенции, но при этом обращение к его творчеству не всегда корректно.

– Приводятся неточные цитаты?

– Спикеры для достижения своих целей порой умышленно, манипулятивно пользуются тем, что аудитория не очень хорошо подготовлена. Так, Дмитрий Быков в своих лекциях о литературе приводит слова из тургеневского произведения о банкротстве русской культуры, приписывая мнение самому писателю. Да только лектор опускает факт, что говорит это персонаж из «Дыма» по фамилии Потугин. Тургенев же недаром дал ему такую фамилию, она показывает отношение писателя к герою и его разглагольствованиям: «Если бы такой вышел приказ, что вместе с исчезновением какого-либо народа с лица земли немедленно должно было бы исчезнуть … всё то, что тот народ выдумал, – наша матушка, Русь православная, провалиться бы могла в тартарары, и ни одного гвоздика, ни одной булавочки не потревожила бы, родная: всё бы преспокойно осталось на своем месте, потому что даже самовар, и лапти, и дуга, и кнут – эти наши знаменитые продукты – не нами выдуманы…». Несмотря на западничество, Тургенев иронизирует над своим героем, заявляющим подобное — всё это лишь потуги на философию, а вовсе не заявляемая истина.

Наталья Пращерук
Наталья Пращерук уверена: лучше читать книги Тургенева, чем слушать интерпретаторов Фото: Лариса Хайдаршина

– Тургенев был таким же западником, как и сегодняшние либералы?

– От западников XXI века его отличает сердечная привязанность к Родине, он может научить нас относиться к ней бережно. Но у современных либералов Тургенев выступает отрицателем русской культуры. На самом деле этот Потугин — крайняя степень западничества, и тот, кто прочёл «Дым», это отлично видит, и хорошо узнаёт в нём этих самых спикеров — наших с вами современников. Роман очень актуален сегодня: в нём представлены разные политические силы — за 200 лет новых и не появилось. Кстати, позиция автора в романе тоже вполне прозрачна, и он весьма критически относится к политической жизни в целом.

– Современные патриоты тоже вспоминают Тургенева в своих прениях?

– Они воспринимают писателя как Кармазинова из романа «Бесы» Достоевского — исписавшегося, почти бездарного писателя, который живёт за границей. Однако хорошо бы обратиться к истории вопроса. Некорректно сравнение любого героя художественного произведения с персонажем реальной истории и использование в прагматических целях. Чтобы понять Тургенева, достаточно просто читать его книги — смыслы открываются.

– А молодёжь сегодня его читает?

– Я только что вернулась с родины писателя, из Орла, там прошли две конференции. Работы по творчеству Тургенева представляли и молодые люди, в том числе магистранты из УрФУ.

– И какая тургеневская тема нашла у них отклик?

– Неожиданно актуальной оказалась тема об играх со смертью как знаках духовной катастрофы. Тургенев написал повесть «После смерти. Клара Милич» о духовном распаде человека, пытающегося заглянуть в потусторонний мир. Любимая женщина главного героя покончила с жизнью, а он продолжает её искать, она ему всюду мерещится. В итоге герой уже и не осознаёт точно, где находится — в настоящем мире или придуманном, готов расстаться с жизнью, только чтобы встретиться с любимой. По сути, тема — как у «Синих китов», только полуторавековой давности. Писатель в этой полуфантастической повести показал духовное состояние современников, чудовищно оторвавшихся от народа. И именно этот разрыв с естественной, простой реальной жизнью, верой отцов разрушает личность главного героя. Доходит до того, что он в своих играх со смертью кощунственно интерпретирует Евангелие, играя со смертью. А автор показывает, насколько опасны эти игры, тем более, когда они ведутся якобы во имя любви.

Отцы и дети

– Какие произведения Тургенева вы бы предложили для перечитывания взрослым?

– Три совершенных – «Записки охотника», «Дворянское гнездо» и «Отцы и дети». Мастер слова и классик высочайшего уровня даёт в них ответы на любые наши вопросы. Бывают писатели для писателей — их читает узкий круг авторов, обучаясь профессиональному письму. Есть писатели для читателей — облегчённое чтение для широкого круга. Тургенев — счастливый писатель для всех одновременно.

– Проблема отцов и детей, кажется, была всем ясна и до него, и после. Но никто так выпукло и чётко о ней не рассказал…

– Гениальное название «Отцы и дети» выводит в вечную философскую тему конфликта поколений. Уже после Тургенева Ортега-и-Гассет выделял конфликтующие поколения 20-летних и 40–60- летних людей. 20-летняя дистанция между ними оказывается почти непреодолимой: у представителей их разные вкусы, кумиры и даже причёски, и каждый идёт по жизни в составе каравана своего поколения. Бывают эпохи, когда дистанция между ними становится огромной, и тогда наступает кризис, ломающий устройство всего общества. Тургенев почувствовал эту дистанцию и показал этот момент кризиса.

– Можно сказать, на чьей стороне остался автор?

– Нельзя. Этот роман вообще про отцов и вообще про детей. Кого из них он высек при помощи своего произведения — ещё вопрос. Критики до сих пор спорят, как лучше было бы назвать роман. Одни говорят: правильнее будет «Ни отцы, ни дети», другие отвечают: «И отцы, и дети». Тургенев как великий художник пытался показать противостояние тех и других. Базаров — чуждый для него герой, но, чтобы представить его живым, не ходульным, автору пришлось вжиться в него. Несмотря на собственное несогласие с его позицией, на то, что его пугает в нём, Тургенев показывает масштаб личности Базарова.

– Вы говорите о нигилизме?

– Нигилизм в романе представлен в двух смыслах. Во-первых, как явление общественной мысли XIX века, базирующееся на материализме и атеизме. А во-вторых, как отрицание норм, традиций, устоявшейся системы ценностей. Тургенев открыл тему нигилизма и заявил её в заголовке. Этой же эпохе посвящён и роман «Обрыв» его современника Гончарова. Писатели воспринимали эпоху 1860-х как время обрывов — и оказались правы в этом предчувствии.

– А всё-таки, чему учит нас Тургенев в романе «Отцы и дети»?

– Каждому нужно обрести своё гнездо, свои корни и понять, из чего именно эти корни состоят. Разумеется, осмысленная жизнь любого человека не может состояться без этих корней. Базаров в романе проходит испытание любовью — о чём это говорит? О том, что писатель учит любить. Базаров из нигилизма полагал, что незаменимых людей нет. Но встретив Одинцову, понимает, что её место не способен занять никто. Он вдруг видит, что каждый человек — это загадка и неоспоримая ценность. Весь его нигилизм рассыпается на глазах.

– Нигилистам из XXI века стоит лишь прочитать «Отцы и дети», чтобы увидеть бесплодность своих принципов?

– В прозрачной глубине тургеневского слова можно черпать все нужные нам смыслы. Ничего нового в истории и взаимоотношениях поколений не произошло. Дети думают, будто они первооткрыватели, когда хотят разрушить построенное отцами. А пусть учителя почитают с ними в школе Тургенева вслух. Очень жаль, что старое доброе чтение вслух на уроках литературы сегодня уходит из школы, нередко заменяется проставлением галочек в тестах. Слово классика должно звучать Как можно в школе не читать вслух? И если детей никто не научил прочитать о разрушительности отрицания, откуда им про это знать? Слово классика должно звучать — тогда, возможно, его смысл коснётся сердца ученика, а если затронуто, взволновано сердце, то уже, как мне кажется, положено начало той его внутренней работе, которая обязательно принесёт плоды. 

– Как быть отцам?

– Надо помнить, что кризисы в обществе наступают, когда дистанция между поколениями становится непреодолима. Тургенев показал: опасно её увеличивать. Решение конфликтов возможно лишь через сближение.

  • Опубликовано в №206 от 09.11.2018 
Областная газета Свердловской области