Внутренняя природа: в Екатеринбурге открылась выставка Ивана Бурлакова

«Водопад. Гора Неройка» эту работу Иван Бурлаков создал совсем недавно – в прошлом году. Иван Бурлаков/Предоставлено СХР

«Водопад. Гора Неройка» эту работу Иван Бурлаков создал совсем недавно – в прошлом году. Иван Бурлаков/Предоставлено СХР

В среду в Доме художника на Куйбышева, 97 открылась персональная выставка уральского мастера Ивана Бурлакова «Пейзажи Родины», приуроченная к 45-летию его творческой деятельности. Сразу в двух залах представлено более 40 живописных полотен, выполненных автором в разные годы и в разных точках необъятной родины.

По хорошему завидуешь тем людям, которые знакомятся с творчеством Ивана Ивановича впервые. Эмоции от таких картин сильные. Масштабные полотна художника сперва поражают, потом ты невольно становишься словно их частью. Будто заглянул за плечо мастера: вот это место, где он творил. Вот горы, вот лес.

Родина Ивана Ивановича – север области. Он родился в Серове, где и начал своё обучение азам рисования в изостудии Дворца культуры металлургов. Его первый учитель Серей Кодолов прививал любовь к природе родного края, к её красоте.

– Жил в Серове, рядом лес, речка Каква, – рассказывает художник. – Вдалеке силуэты гор. Мой учитель Сергей Кодолов и другие художники ездили на этюды по красивым местам, а меня, молодого, не брали с собой. Потом я видел их работы и чувствовал белую зависть. Жизнь среди такой красоты, конечно, откладывается в тебе. А потом возникает чувство, чтобы это всё, что ты накопил с самого детства, реализовать на холсте. Я горы видел разные, но наши горы, наши камни – теплее для души.

Одна из первых серьёзных картин мастера – «Грибы», написана ещё в 1974 году. Иллюстрация: Иван Бурлаков/Предоставлено СХР

Иван Бурлаков добавляет: для того чтобы понять свой край, нужно побывать в разных местах страны. Такой необходимый для художника опыт, он, после окончания Свердловского художественного училища имени И. Д. Шадра, как раз и искал в путешествиях. Поэтому география на работах очень обширная – Соловки, русский Север, Центральная полоса с её памятниками архитектуры, Туркменистан, Казахстан, Тобольск, Аральское море, Байкал и, конечно, Урал.

Увиденное художник переносил на холсты. Писал маслом. Краски и все необходимые материалы брал с собой даже в самые труднодоступные места. Даже в горы на Приполярный Урал.

– Холст оставишь на ночь, привязываешь его к мольберту. Ночью поднимется ветер, треногу сломало, работа падает, краски смазываются, – говорит Иван Иванович. – Бывало встанешь утром, холодно очень, мороз небольшой, а при такой погоде вдруг в 80 километрах открылся вид на гору, которую три года не видел. Воздух прозрачный. А что делать? Начинаешь писать, стоишь, мёрзнешь весь…

Картина «Башня. Соловки», написанная 1989 году. Иллюстрация: Иван Бурлаков/Предоставлено СХР

От таких суровых реалий и сами пейзажи получаются у художника правдивыми. Это подлинная реальность, без доли вымысла и фантазии. Доцент кафедры монументально-декоративного искусства УрГАХУ Марина Косенкова отмечает, что художника отличает стремление подойти к натуре не предвзято, избегая уже известных механических приёмов. «Он каждый раз находит новый живописный язык для передачи настроения природы», – пишет она.

– Что такое написать пейзаж? Это не так, что ты что-то увидел и быстро накрасил. Нет, – размышляет Бурлаков. – Ты к этому готовишься. Природа – она внутри нас, а холст – это зеркало. Это отражение души художника, того что ты сам выносил. Природа, скорее, твой помощник. Пока ты всё не примешь в себя, пока внутри не переработаешь – ничего не получится. Этому тебя никто не научит.

Ивана Бурлакова в Екатеринбурге не выставляли давно. На Урале в последний раз в прошлом году – в Челябинске. Поэтому нужно успеть посмотреть выставку: она продлится до 4 ноября. Вход свободный.

  • Опубликовано в №191 от 18.10.2019
Областная газета Свердловской области