Картины Репина. Ждали! В Екатеринбурге открылась выставка «Репин. Наследие. Ученики»

Илья Репин – «Нищая» (1874 год)

Илья Репин – «Нищая» (1874 год). Фото: ИОХМ им. В.П.Сукачева

Екатеринбургский музей изобразительных искусств (ЕМИИ) представил большую экспозицию – «Репин. Наследие. Ученики». Из самого названия, в общем, понятно, что в столице Урала выставляют произведения Ильи Ефимовича Репина и его знаменитых учеников. Всего – более ста живописных и графических работ. Такой масштабный проект – большая удача для нашего города.

Момент везения ещё неоднократно прозвучит за кадром самой выставки. Впрочем, тут стоит отметить не только само везение – о нём чуть позже – но и огромную работу, проделанную Екатеринбургским музеем ИЗО. Простой зритель, может, об этом и не задумывается, но… на экспозиции собраны работы из девяти российских музеев и частного собрания (коллекционер пожелал остаться неизвестным). Это художественные музеи из Башкирии, Татарстана, Иркутска, Нижнего Новгорода, Омска, Перми, Челябинска, Нижнего Тагила и, конечно, самого ЕМИИ.

Все эти музеи объединились, чтобы показать крайне интересную сторону наследия великого Ильи Репина (1844–1930) – его педагогическую деятельность. Нет, сами работы великого реалиста на выставке, конечно, есть. Их 27. Среди них – довольно известные произведения мастера. К примеру, картина «Мужичок из робких» 1877 года. Та самая, на которой, казалось бы, тщедушный мужичок, замкнутый и настороженный, во взгляде которого таится сила и словно зреет буря, готовая в нужный момент выплеснуться наружу.

Кроме этого, представлены работы – «Нищая», «Мефистофель», портреты Елизаветы Боткиной, Леонида Андреева, Александра Гейнса, эскиз к картине «Иван Грозный и сын его царевич Иван 16 ноября 1581 года», подготовительные этюды к произведениям «Не ждали», «Запорожцы», а также несколько графических листов.

– Большинство вещей у нас гостит впервые, – отмечает директор ЕМИИ Никита Корытин. – Я даже не припомню за последнее годы у кого-то подобные проекты. Ещё один важный момент: мы показываем картины, которые редко куда-то ездят. Например, графика. Музеи пошли навстречу, понимая значимость нашей выставки.

Никита Корытин добавляет, что у музеев выстроены человеческие отношения. В этом, по его словам, и состоит элемент везения.

–  «Нищая» и «Мужичок из робких» – из Иркутска и Нижнего Новгорода, но находятся сейчас не в Русском музее на выставке, а здесь. Нам удалось заранее договориться и заполучить их в нашу экспозицию. Кроме того, многие из произведений, которые мы получили для выставки, из постоянных экспозиций. Это и есть момент доверительных отношений.

К слову, Нижегородский государственный художественный музей тоже предоставил настоящие жемчужины. Кроме «Мужичка из робких», это, в числе прочего, ещё и работа «Христос», и эскиз одной из самых известных работ Репина – «Иван Грозный и сын его царевич Иван 16 ноября 1581 года», часто называемой «Иван Грозный убивает своего сына». Именно благодаря таким эскизам мы видим, как художник искал необходимые интонации.

Игорь Грабарь – «Улица Москвы Тверская» (1880-е).
Игорь Грабарь – «Улица Москвы Тверская» (1880-е). Иллюстрация: ООМИИ им. М.А. Врубеля

– У нас коллекция достаточно богатая, – рассказывает директор Нижегородского музея Роман Жукарин. – Город был купеческий, жили богатые роды. Репин, кстати, приезжал в Нижний Новгород и жертвовал свои работы музею. У нас в коллекции есть картина «Христос». Она до недавнего времени была не очень известна, но благодаря последней выставке Репина в Третьяковской галерее её открыли для себя многие ценители искусства, искусствоведы.

И если один зал полностью отдан Репину, то два остальных – работам его учеников. Сам Илья Ефимович почти полтора десятка лет отдал непосредственно преподавательской деятельности. Был профессором и руководителем мастерской в Высшем художественном училище при Императорской академии художеств, преподавал в основанной им Рисовальной школе, которую финансировала княгиня Тенишева. Давал частные уроки.

В официальном каталоге собраны трогательные воспоминания из писем самого Репина и его учеников. К примеру, в одном из них художник признаётся, как волновался перед началом учебного процесса, как хотел привить молодым творцам любовь к правде жизни. Бывшие ученики, в свою очередь, вспоминают, какое он производил впечатление, как однажды писал этюд прямо при них, и студенты, побросав все дела, со всех сторон обступили мольберт.

Среди воспитанников Репина имена подчас столь же известные, как имя самого учителя – Валентин Серов, Борис Кустодиев, Филипп Малявин, Николай Рерих, Игорь Грабарь, Николай Фешин, Константин Сомов, Исаак Бродский. Их работы представлены на выставке.

– Нам хотелось показать эту грань творчества Репина, – говорит куратор выставки Ольга Горнунг. – Хотели выбрать такой поворот, который ещё не был освещён.

В прошлом году в России отмечали 175-летие со дня рождения Ильи Ефимовича Репина. Тогда же были открыты масштабные выставки в Третьяковской галерее и Русском музее, показавшие богатство и многообразие творчества художника. А выставка в ЕМИИ – это попытка показать все стороны гения Ильи Репина. Репин – это величина, никаких споров тут нет. Но попытаться посмотреть, как художник повлиял на многих живописцев, творивших в конце XIX – начале XX века – тоже важно и интересно. Репин помогал развиваться, искать дорогу в искусстве. Не случайно на выставке приведены его слова: «Идите своим собственным путём, ищите свой почерк, не подражайте никому, искусство не терпит трафарета».

Выставка будет открыта до 26 апреля.

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

  • Опубликовано в №39 от 04.03.2020

Областная газета Свердловской области